Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - слова на покров

 

Слова на покров

Слова на Покров – цикл древнерусских памятников, созданных в связи с праздником Покрова богородицы (1-е октября), учрежденным Андреем Юрьевичем Боголюбским во Владимире в 60-х гг. XII в. Праздник установлен в память о чуде явления богоматери св. Андрею Юродивому: согласно Житию Андрея Юродивого, во Влахернской церкви в Константинополе ему было видение богородицы, осенившей народ своим покровом (омофором) и молившейся «за весь мир». Покров, означавший божественную защиту и милосердие, стал почитаться на Руси как символ особого покровительства богородицы русской земле. Культ Покрова по своему происхождению есть византийский культ Влахернской божьей матери – покровительницы града (skepe или episkepsis); по всей видимости, на Руси он был первоначально принят в Киево-Печерском и соседнем с ним Влахернском монастырях. Праздник Покрова нашел отражение в древнерусской иконографии (см., например: Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899, вып. 6, с. 68–83; Кондаков Н. П. Иконография богоматери. СПб., 1915, т. 2, с. 56–59, 92–104; Lathоud R. P. D. Le thème iconographique du «Pokrov» de la Vièrge. – In: L’art byzantin chez les slaves, Paris, 1932, t. 2, p. 302–314; Медведева Е. С. Древнерусская иконография Покрова. – Рукоп. дисс. Арх. Ин-та археол. АН СССР, р-2, № 1728; Миляева Л. С. Памятник Галицкой живописи XIII в. – Сов. археол., 1965, № 1, с. 249–258; Лазарев В. Н. 1) Снетогорские росписи. – В кн.: Русская средневековая живопись. М., 1970; 2) О дате одной новгородской иконы. – В кн.: Новое в археологии. М., 1972, с. 247–253).

В цикл входят проложное Сказание, служба и пять похвальных слов.

1. «Проложное сказание» (нач.: «Страшное и чюдное видение...») – краткая заметка, в которой излагается видение Андрея и сообщается об учреждении праздника Покрова на Руси по воле некоего владетельного князя. Заметка составлена в конце XII в. специально для внесения нового праздника в Пролог; она читается во всех сентябрьских Прологах на 1-е октября. Вместе с другими статьями из Пролога Сказание вошло в ВМЧ.

2. Служба на Покров, написанная, по-видимому, одновременно с установлением праздника, впоследствии неоднократно переделывалась и распространялась. Старший список – ГИМ, Синод. собр., № 431, второй половины XIV в., л. 126–128.

В цикл входят также пять С.

1. «Слово похвальное честному Покрову пресвятыя богородица» (нач.: «Понеже убо человеческий род...»), написанное Пахомием Сербом в 1460-х гг. для новгородского епископа Ионы. Это риторическое сочинение, содержащее объяснение происхождения праздника Покрова и похвалу богородице. В распоряжении Пахомия были «Проложное сказание» и Служба на Покров. Слово внесено в ВМЧ под 1-м октября.

2. «Слово похвально на святый Покров пречистыя богородица» (нач.: «Сладчаиши убо во временех весна...») – пространное компилятивное сочинение, известное в рукописях XVI–XVIII вв. Содержит толкование происхождения и значения праздника Покрова и молитвенные обращения. Общий план взят у Пахомия, и поэтому датировки Е. С. Медведевой – XIV в. и Н. Н. Воронина – XII–XIV вв. неприемлемы, текст уснащен цитатами из «Проложного сказания» и Службы, а также многочисленными гимнографическими шаблонами. Датируется, вероятно, началом XVI в. С. внесено в ВМЧ под 1-м октября.

3. «Поучение на Покров богородицы» (нач.: «Многа и различна торжества и праздницы...») – слово нравоучительного содержания. Составлено в XV в. иноком неизвестного монастыря. Встречается редко. Старший список – ГБЛ, собр. Большакова, № 66, XV в., л. 204 об.–214 об.

4. «Слово похвальное на Покров» (нач.: «Светлое и преславное настоящее торжество...») – малооригинальное сочинение XVI в., составленное из отрывков «Проложного сказания» и слов на другие богородичные праздники. Один из ранних списков – ГИМ, собр. Уварова, № 409, XVI в.

5. «Слово на Покров» (нач.: «В последняя и лютая времена...») – позднее похвальное С., известное в списках XVIII–XIX вв. См., напр., список ГПБ, собр. Вяземского, F.120.

Изд.: ВМЧ, октябрь, дни 1–3. 1870, стб. 4–23; Hurwitz Е. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 92–93.

Лит.: Георгиевский Г. П. Русский ли праздник Покров? – ЧОЛДП, 1893, т. 11, с. 626–639; Сергий, архим. Святый Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова пресвятыя богородицы. СПб., 1898; Голубинский. История церкви, т. 1, 2-я пол., с. 400–406; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908, с. 126–129; Остроумов М. А. Праздник Покрова пресвятыя богородицы. – Приходское чтение, 1911, № 19, с. 401–412; Воронин Н. Н. 1) Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1962, т. 1, с. 122–123; 2) Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. – ВВ, 1965, т. 26, с. 208–218; Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 88–89; Belting-Ihm Ch. «Sub matris tutela». – Abhandlungen der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse, 1976, № 3, Heidelberg, 1976.

Е. А. Фет

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое слова на покров
Значение слова слова на покров
Что означает слова на покров
Толкование слова слова на покров
Определение термина слова на покров
slova na pokrov это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):