Словарь книжников и книжности Древней Руси - слово некоего христолюбца...
Слово некоего христолюбца...
Большинство ученых считает С. произведением домонгольского периода (А. Н. Пыпин, Е. Е. Голубинский, Н. М. Гальковский); только В. И. Мансикка относит возникновение памятника к более позднему времени – XIV в. Е. В. Аничков полагает, что оно было произнесено между 1037 и 1054 гг. в Киеве в Софийском соборе, куда на «соборную неделю» съезжались приходские священники. Автором С. некоего христолюбца он считает создателя трех произведений, также приписанных «христолюбцу»: отрывка из Паисиевского сборника (в состав которого входит и С.), начинающегося словами: «Сидящу некогда святому отцю... и се принесоша житье некоего христолюбца» (Срезневский. Сведения и заметки, № 56, с. 299), рассуждения о целомудрии (Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. – ИОРЯС, 1903, т. 8, кн. 1, с. 216), «Слова некоего христолюбца и наказания отца духовнаго» (там же, с. 216–221). В пользу древности С. свидетельствует и тот факт, что влияние его сказалось на целом ряде сочинений, в том числе относящихся к начальному этапу в истории древнерусской литературы. Е. В. Аничков отметил заимствования из С. в поучении «о казнях божиих», которое приписывалось Феодосию, игумену Киево-Печерского монастыря, «Слове святого отца нашего Иоанна Златоустаго... о томь, како пьрвое погании веровали в идолы...», «Слове святых отець, како подобаеть христианом жити», «Поучении Иоанна Златоустаго» (последние три произведения напечатаны: Гальковский. Борьба христианства, т. 2, с. 55–63, 102–112, 186–190); ученый усматривает также влияние С. в поучении Иоанна, новгородского архиепископа (Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, вып. 3, с. 240–250). Предположение Филарета Гумилевского о том, что автором С. является Феодосии Печерский, не выдерживает критики (Обзор, с. 13–14).
С. некоего христолюбца известно в значительном количестве списков (в издании Н. Гальковского учтено 15 рукописей, В. И. Мансикка указал еще 3 списка). В. И. Мансикка выделяет две редакции памятника – краткую и пространную. Пространную редакцию, дошедшую в двух списках, он считает более поздней. В остальных списках, наиболее ранние из которых – Златая чепь кон. XIV – нач. XV вв. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 11) и Паисиевский сборник (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 4/1081), представлена краткая редакция. Текстологическое исследование памятника по всем известным спискам не проводилось.
Изд.: Буслаев Ф. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861, стб. 519–525; Летописи Тихонравова, т. 4, с. 89–96; Срезневский. Памятники, с. 269–271; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897, вып. 3, с. 224–231; Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси, т. 2. – Зап. имп. Моск. археол. ин-та, М., 1913. т. 18, с. 36–48; Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. с. 369–379 (Зап. ист.-филол. ф-та СПб. унив., ч. 117).
Лит.: Азбукин П. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе: (XI–XIV вв.). – РФВ, 1896, № 2, с. 225–226, 228, 249–250, 259; 1898, № 1–2, с. 258; Пыпин А. Н. История русской литературы. СПб., 1898, т. 1, с. 111; Голубинский. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 827; Никольский. Повременной список, с. 182–183; Гальковский И. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916, т. 1; Mansikka V. J. Die Religion der Ostslaven. Helsinki, 1922, Bd 1. Quellen, S. 147–160; История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1, с. 353–354; Казачкова Д. А. 1) Към въпроса за богомилската ерес в Древна Русия през XI в. – Исторически преглед, 1957, г. 13, № 4, с. 64–67; 2) Зарождение и развитие антицерковной идеологии в Древней Руси XI в. – Вопр. ист. религии и атеизма. М., 1958, т. 5, с. 300–302; Łowmiański H. Religia słowian i jej upadek (w. VI–XII). Warszawa, 1979, s. 134–151; Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988–1237). München, 1982, S. 253–254.
Т. В. Буланина
Словарь книжников и книжности Древней Руси