Античная философия - анахарсис
Анахарсис
Согласно Диогену Лаэртию (D. L. I 101-105), который в своем изложении опирается на Сосикрата (FHistGr IV 502) и Гермиппа (FHistGr III 40), Α. был по матери грек, по отцу скиф, поэтому владел двумя языками; отцом А. был Гнур, брат скифского царя Кадовида. В Афины А. прибыл в 47 ол. (ок. 590) при архонте Эвкрате, познакомился и подружился с Солоном (D. L. I 102). Был известен рядом изречений, составленных по традиционной схеме вопрос ответ: «Что благо и что зло для человека?» «Язык»; «Агора -место, где друг друга обманывают и обижают»; «Кого больше, живых или мертвых?» «А кем считать по морю плывущих?». Секст Эмпирик всерьез упоминает А. в числе «догматических философов», отрицавших критерий истины (после Ксенофана и Ксениада), Sext. Adv. math. VII 48.
Α. — показательный для греческой историко-культурной теории «заимствования мудрости» пример восточного (варварского) мудреца. Основанием для почтительного отношения к скифам было мнение о древности скифской цивилизации, современной Гомеру. У истоков идеализации скифов стоял историк Эфор, согласно которому Скифия была окраиной Европы, а некоторые населявшие ее народы греки могли бы брать за образец справедливости, в частности, «Анахарсис и Абарис и некоторые другие пользовались у греков большим уважением, так как обнаруживали присущие своему народу скромность, простоту и справедливость» (Strab. VII 3, 8). Эфор приписывал А. изобретение таких полезных вещей, как двустороннего якоря, кузнечных мехов и гончарного круга (известного, однако, и Гомеру, И. XXIV, 600), обозначая переход А. в разряд «культурных героев»; ср. Платон, Resp. X, 600а: «рассказывают ли о каких-либо замысловатых изобретениях (в искусствах или других видах деятельности)... как передают о милетце Фалесе и о скифе Анахарсисе?».
Известны фиктивные «Письма Анахарсиса» (к Солону, афинянам, царю Крезу и др.), возникшие в близких к киникам кругах и датируемые 3 в. до н. э., подробнее см.: Reuters F. H. De Anacharsidis epistulis. Bonn, 1957. Представленная в них от имени А. критика обычаев афинян и их пренебрежения к варварам находилась в русле киническои «переоценки ценностей» как варианта самокритики культуры. Обработку инициированного киниками культурологического мифа о варварской мудрости А. можно проследить, в частности, на образцах позднеэллинистической философской прозы, см. диалог Лукиана «Анахарсис, или Об упражнении тела», биографию Солона у Плутарха Херонейского (Plut. Solon 5), фиктивных «Письмах Аполлония Тианского» (см.: Apollon. Epist. 61 Kayser: «Скиф Анахарсис был мудрецом, и если он скиф, и потому что скиф»).
Лит.: Mac. Armstrong A. Anacharsis the Scythian, Gr&Ro 17, η. 49, 1948, p. 18-23; Kindstrand J. F. Anacharsis: The Legend and the Apophthegmata. Uppsala, 1981 ; Martin R. P. The Skythian Accent: Anacharsis and the Cynics, The Cynics. The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy. Ed. R. Bracht Branham, M.-O. Goulet-Caze. Berk.; L. Ang.; L., 1996, p. 136-155; Тахтаджян С. А. Идеализация скифов: Эфор и предшествующая ему традиция, Проблемы античного антиковедения. Под. ред. Э. Д. Фролова. М.; Л., 1986, с. 63-68.
Псевдо-Анахарсис: Rueters F. H. Briefe des Anacharsis. В., 1963, рус. пер.: [Анахарсис]. Письма, Антология кинизма. Изд. подг. И. М. Нахов. М., 1978.
М. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008