Античная философия - анаксимандр
Анаксимандр
По Α., Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газообразной материей, лишенной видимых качественных различий и находящейся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Позднейшие авторы описывают эту первоматерию то как «беспредельное» (апейрон), то как «промежуточное вещество» (напр., среднее между огнем и воздухом), то как «смесь» бесчисленных простых веществ. В космогонии А. спонтанно возникший «вихрь» вызывает разделение идеальной смеси на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. Твердые и холодные частицы, собравшись в центре вихря, образовали землю, легкие и горячие оказались вытолкнуты на периферию (небо и звезды). Нейтральное состояние сменилось поляризацией враждебных космических стихий, противоборство которых создало расчлененный видимый космос. Холодный непроницаемый воздух (аэр) обволок огонь и замкнул его в три гигантских вращающихся «колеса», оставив огню по выхлопной «отдушине» эти отдушины люди называют Солнцем, Луной и звездами. Огонь Солнца, «питаясь» влагой, испарил большую часть первобытного океана (о чем свидетельствуют раковины и окаменелости рыб, находимые в глубине материка); в будущем, оставшись без «пищи», он потухнет, небесные колеса остановятся и остатки нашего мира, как труп, разложатся в «безграничной природе». Таких миров, находящихся в различных стадиях рождения и гибели, бесконечно много. Имея в виду этот процесс, А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Из каких начал вещи возникают, в те же самые им и йогибнуть суждено, ибо они дают справедливое возмещение ущерба в установленное время» (DK12 В 1). Все единичные существа (в т. ч. миры) существуют «в долг» и в предустановленный срок погибают, возвращая заимствованные элементы «безграничной природе», которая одна остается «нестареющей» и «вечной».
Предложенная А. первая теория естественного происхождения жизни содержала эволюционные догадки, опередившие свое время: первые живые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей (вероятно, гипотеза, основанная на наблюдении окаменелостей вымерших иглокожих). Так как человеческий детеныш беспомощен и не может выжить без родителей, то первые люди должны были зародиться в животных другого вида неких рыбоподобных существах, которые их выкормили. Прилагавшаяся к трактату «О природе» географическая карта положила начало античной картографии. А. приписывается также изобретение астрономических инструментов — гномона и небесного глобуса.
Фрагм.: DKI, 81-90; Maddalena А. (ed.) Ionici. Testimonianze е frammenti. Fir., 1970; Colli G. La sapienza greca. Vol. 2. Mil., 1977, p. 153-205; Conche M. Anaximandre. Fragments et témoignages. P., 1991; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 116-129.
Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. N. Y., 1960; Classen С J. Anaximandros, RE, Suppl. 12, 1970, col. 30-69 (лит.); Idem. Anaximander and Anaximenes: the earliest Greek Theories of Change? Phronesis 22, 1977, p. 89-102; Лебедев A. B. TO ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель, ВДИ, 1978, 1, с. 39-54; 2, с. 43-58; Он же. Геометрический стиль и космология Анаксимандра, -Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 100-124.
А. В. ЛЕБЕДЕВ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008