Античная философия - стоя стоическая школа
Стоя стоическая школа
Школьное преемство. Последовательность схолархов прослеживается по разным источникам вплоть до 1 в. до н. э.; особое значение имеет т. н. «Геркуланейский список стоиков» (ISHerc), содержащий имена многих мелких адептов школы примерно до конца 2 в. до н. э. После Зенона (ум. ок. 262 до н. э.) схолархами были Клеанф (ум. ок. 232 до н. э.), Хрисипп из Сол (ум. ок. 208/4), Зенон из Тарса (ум. ок. 150), Диоген Вавилонский, Антипатр из Тарса (ум. ок. 129), Панетий (ум. ок. 110), Мнесарх и Дардан.
Периодизация. По сложившейся в 19 в. традиции историю Стой принято делить на три периода Ранний (3-2 вв. до н. э.), Средний (2-1 вв. до н. э.) и Поздний (1-2 вв. н. э.). Деление это весьма условно и отражает не столько смену поколений внутри школы, сколько основные этапы эволюции стоической доктрины.
1) Ранняя Стоя. Главные представители: Зенон, Аристон Хиосский,
Герилл, Персей, Клеанф. Самый значительный представитель и систематизатор стоического учения ученик Клеанфа Хрисипп. Во 2 в. до н. э.
наибольшей известностью пользовались Диоген Вавилонский и Антипатр
из Тарса. В этот период происходит формулировка догматики школы, разработка трех основных дисициплин логики, физики и этики (подробнее см.
Стоицизм). В 1-й пол. 2 в. Стоя по ряду вопросов вела полемику с академиками, в частности с Аркесилаем и Карнеадом. В это же время учение Стой
стало известно в Риме.
2) Средняя Стоя. В этот период происходит заметная модификация
школьной догматики, которая обогащается платоническими и перипатетическими элементами. Первым представителем данного этапа был ученик
Антипатра Панетий Родосский. Затем школу некоторое время возглавляли
Мнесарх и Дардан. После них о школьном преемстве в Афинах сведений
нет, и наиболее известные стоики уже не были схолархами. С этого времени
разумнее говорить не о «стоической школе» в институциональном плане,
а о стоической традиции. Крупнейший представитель Средней Стоя ученик Панетия Посидоний (ум. ок. 50. до н. э.), открывший собственную школу на Родосе, где бывали влиятельные римляне, в т. ч. Цицерон и Помпеи.
Благодаря просветительской деятельности Посидония стоическое учение
приобрело в Риме большую популярность.
3) Поздняя (Римская) Стоя. В этот период школьная теория все
больше ограничивается этикой, а эта последняя сводится к моралистике;
логика и физика приобретают статус вспомогательных дисциплин. Центром
стоической мысли становится Рим, где жили или учились все сколько-нибудь заметные представители Поздней Стоя, в т. ч. Сенека (ум. 65 н. э.),
Эпиктет (ум. в 1-й четв. 2 в. н. э.) и Марк Аврелий (ум. 180 н. э.). Как существовала и существовала ли стоическая школа в Афинах в 1 в. до н. э. —
2 в. н. э., мы не знаем. Известно лишь, что в 176 имп. Марк Аврелий посетил Афины и учредил там четыре философские кафедры, платоническую,
стоическую, перипатетическую и эпикурейскую, содержавшиеся за государственный счет (Philostr. V. Soph. II 2; Cass. Dio LXXI 31).
В рамках стоической традиции продолжалась ученая, комментаторская деятельность — составление учебников (по этике — Гиерокл), истории школы (Аполлоний Тирский), занятия аллегорезой (Корнут, Гераклит), астрономией (Гемин, Клеомед, Манилий). Как самостоятельное интеллектуальное течение эта традиция прекратила существование, по-видимому, в 1-й пол. 3 в.
Сочинения представителей Ранней Стой сохранились лишь в виде фрагментов (собраны в издании фон Арнима: S VF I—III). To же самое относится к авторам Средней Стой (изданы фрагменты Панетия и Посидония). Цельные сочинения сохранились только от представителей последнего периода. Наиболее известны: трактаты Сенеки, «Беседы» Эпиктета, «К самому себе» Марка Аврелия.
Стоя неизменно пользовалась вниманием властей. Зенон состоял в дружеских отношениях с царем Македонии Антигоном Гонатом и послал к нему своего воспитанника Персея (SVF I 3; 439), который стал его приближенным и военачальником (443). Сфер был советником спартанского царя Клеомена, Панетий пользовался расположением Сципиона Эмилиана, Посидоний принимал на Родосе Цицерона и Помпея. Арий Дидим был советником имп. Августа, Сенека воспитывал молодого Нерона, а Марк Аврелий в императорском сане символически воплотил притязания Стой на роль самой влиятельной школы Рима 1-2 вв. н. э.
Источники: Index Stoicorum Herculanensis. Ed. A. Traversa. Genova, 1952.
Лит.: Pohlenz M. Die Stoa. Geschichte einer geistigen Bewegung. Bd. 1-2. Gott., 1964-19653; Schmekel A. Die Philosophie der Mittleren Stoa. Hldh., 19742; Arnold V. E. Roman Stoicism. L., 19582; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.
А. А. СТОЛЯРОВ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008