Философская энциклопедия - констан де ребек
Констан де ребек
КОНСТАН ДЕ РЕБЕК (Constant de Rebecque) Бенжамен Анри (25 октября 1767, Лозанна — 8 декабря 1830, Париж) — французский писатель и политический деятель, один из основоположников политической доктрины либерализма. Зачинатель романтизма во французской прозе (роман “Адольф”, 1816). Получил домашнее образование, учился в Эрлангенском и Эдинбургском университетах. С 1803 эмигрант. В 1813 написал антинаполеоновский памфлет “О духе завоеваний и об узурпации в их соотношении с европейской цивилизацией” (De l'esprit de conquête et de l'usurpation dans leur rapports avec la civilisation européenne”, 1814). В 1819 избран в палату депутатов, в 1830 — председатель Государственного совета. Автор фундаментального труда “О происхождении, формах и развитии религии” (De la religion considérée dans sa source, ses formes et ses développements, v. 1—5, 1824—31). В работах “Принципы политики, применимые ко всякому правлению” (1815), “Курс конституционной политики” (1818—19) развивал идеи либерализма.
Понятие свободы — одно из основных в политико-философском творчестве Констана. В статье “О понятии свободы у древних и у современных людей” он различает два типа свободы. Согласно Констану, в древности свобода трактовалась как разделение власти между всеми членами общества и их активное участие в управлении делами всего сообщества; свобода в современном понимании — это триумф индивидуальности, средство обеспечения личной безопасности и ограждения своего личного, частного существования от деспотизма власти. Поэтому политическая свобода, столь ценимая древними, в современных условиях есть лишь средство проявления индивидуальных прав и свобод.
Политическая система, с точки зрения Констана, должна находиться в гармонии с достигнутым уровнем исторического развития, поэтому основную ошибку Руссо и идеологов Французской революции он усматривал в попытке применить к условиям 19 в. античные концепции. На этой основе Констан строит теорию государства, в основе своей индивидуалистическую и либеральную. Задача политической теории, по его мнению, состоит в ограничении сферы деятельности государства, и такой границей должны выступать личные права каждого члена общества. В “Предисловии” к сборнику “Статьи о литературе и политике” (1829) Констан писал: “В течение сорока лет я отстаивал один и тот же принцип — свободу во всем: в религии, философии, в литературе, в промышленности, в политике, — понимая под свободой торжество личности как над авторитетом, который хотел бы деспотически управлять ею, так и над массами, которые требуют подчинения меньшинства большинству” (Oeuvres. Р., 1957, р. 835).
В работах по истории религии (в частности, в книге “Римский политеизм, рассмотренный в его отношении к греческой философии и религии” — Du polythéisme romain considéré dans ses rapports avec la philosophie grecque et la religion chrétienne, t. 1—2, 1833) проводил мысль о неразрывной связи философии, особенно этики, с религией. В эстетике был защитником “литературного космополитизма”, подвергал критике каноны классицизма.
Соч.: Oeuvres. Р., 1957; в рус. пер.: Статьи о литературе и политике. — В сб.: Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982; О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей. — -Полис”, 1993, № 2; Об узурпации. — В кн.: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.
Лит.: Градовскии А. Д. Политические теории XIX столетия. Парламентаризм во Франции. Б. Констан. — Собр. соч., т. 3. СПб., 1899; Baslid Р. Benjamin Constant et sa doctrine, v. 1—2. P., 1966; Eggli E., Maifino P. Le Débat romantique en France. 1813—30, t. 1. P., 1933.
M. M. Федорова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.