Философская энциклопедия - конститутивный и регулятивный
Конститутивный и регулятивный
КОНСТИТУТИВНЫЙ И РЕГУЛЯТИВНЫЙ
м е т од ы, в философии Канта различные способы применения понятий, категорий, идей в познании и нравств. практике. Предпосылкой различения К. и Р. служило представление Канта о том, что собственно познано может быть нечто обозримое, созерцаемое, чувственно охватываемое опытом отд. субъекта либо совокупным, интерсубъективным опытом. Напр., мы способны обозревать, обобщать и вследствие этого познавать количеств., каузальные и др. конкретно наблюдаемые зависимости, тем самым соответств. категории (количество, причина и др.) получают реальное, «конститутивное», применение, они как бы соразмерны познаваемым явлениям. Напротив, напр., мир в целом, ввиду его бесконечности и неисчерпаемости, не может служить предметом завершённого чувств. обозрения ни индивидуально, ни антропоисторически. Попытки реально, опытно, «конститутивно» интерпретировать идею мира в целом непродуктивны и ведут к науч. фикциям и заблуждениям, неразрешимым противоречиям. Однако идея мира в целом, равно как и др. предельные, «сверхчувств.» понятия играют позитивную роль в познават. процессе, если они выступают как идеалы, организующие и направляющие силы, регулятивные принципы этого процесса, выражая его устремлённость к окончат., абсолютной, предельной завершённости, т. е. символизируя высшие цели познания. В сфере нравственности вопрос о возможности чувств., эмпирич. реализации высших, предельных нравств. принципов-идеалов, по Канту, не играет роли, т. к. здесь речь идёт не о восприятии-овладении предзаданным (природой), не о подчинении и приспособлении, а о творении иного, сверхприродного миропорядка, в некотором смысле несоразмерного природе. В сфере морали идеалы обретают конститутивное применение.
см. к ст. И. Кант.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
.