Фразеологический словарь русского языка - сам чёрт
Сам чёрт
не разберёт, не поймёт
Абсолютно никто.
Имеется в виду, что при всём желании невозможно осмыслить содержание или причины чего-л. Говорится с неодобрением. фам. ✦ Сам чёрт не разберёт.
неизм.
В роли подлеж.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Утром раненько захожу его проведать, а там у него такой спор идёт с фельдшером, что сам чёрт ничего не разберёт. Фельдшер говорит, что у Макара насморк оттого, что он простудился <...>, а Макар стоит на том, что насморк у него оттого, что пуля носовой нерв затронула. М. Шолохов, Поднятая целина.Жили рядом две домовладелки, обе соломенные вдовы. Мужья в отлучке, а где сам чёрт не разберёт. Н. Ляшко, Доменная печь.
Они то ссорятся, то мирятся, и сам чёрт не разберёт, кто из них прав, а кто виноват. (Реч.)
А зенитки стреляли хорошо? Сбили один самолёт, сказал Москаленко с улыбкой. Правда, береговая зенитная артиллерия утверждает, что это она сбила, этого никогда уже сам чёрт не разберёт. А. Фадеев, Ленинград в дни блокады.
[Нарымский:] В сущности, здесь так глухо сказано, что сам чёрт не поймёт. Фраза "Кому это знать надлежит" фраза растяжимая. А хвост её "и в ус не дует" носит даже лёгкий, приятно-фамильярный, добродушно-юмористический характер <...>. Эх, редактор, запугали тебя, брат, как зайца. А. Аверченко, Гололедица.
Что вы там написали, сам чёрт не поймёт: никакой логики в изложении. На одной странице говорится одно, на другой противоположное. (Реч.)
культурологический комментарий:
Образ, лежащий в основе фразеол., восходит к архетипическим, т. е. надличностным, формам коллективно-родового осознания и моделирования мира-хаоса, в соответствии с которыми древнейшие противопоставления "добро зло", "свой чужой" мыслились в связи с представлением о добрых и злых духах, помогающих или, наоборот, вредящих человеку.
В восточнославянской мифологии чёрт не только злой дух (антропоморфное существо с рогами, хвостом и копытами, которое покрыто чёрной шерстью и отличается "остроголовостью", т. е. волосами, стоящими дыбом, шишом), но и родовое понятие, часто включающее всю нечистую силу (водяных, леших и пр.). В русском фольклоре образ чёрта соединил в себе древние мифологические и христианские представления. Согласно русской народной легенде, черти уставшие славить Бога ангелы, которые в наказание были сброшены на землю и, в зависимости от места падения, стали духами отдельных урочищ. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 391.) Собственно черти обитают в преисподней (где мучают грешников), встречаются на перекрёстках, у развилок дорог и в прочих "нечистых" местах. фразеол. связан также с народными поверьями о том, что черти обладают особой хитростью, свободой передвижения, способностью всюду проникать, принимать различные обличья (кошки, свиньи, человека) и вмешиваться в дела человека, причиняя ему неприятности или понуждая его совершать неблаговидные поступки. (Там же. С. 392.)
Компонент фразеол. чёрт соотносится с религиозно-антропоморфным кодом культуры, т. е. с совокупностью нравственных установок, а также имён, обозначающих небожителей, представителей нечистой силы и их отличительные характеристики, особенности поведения. В данном случае он соотносится с представлением о чёрте как о вездесущем существе, способном совершить даже то, что не под силу человеку.
Образ фразеол. основан на антропоморфной метафоре, которая приписывает демоническому существу черты человека, а также на противопоставлении ограниченных возможностей человека и сверхъестественных способностей чёрта.
фразеол. в целом выступает в роли эталона абсолютной экспрессивности, высшей степени экспрессивности.
автор:
И. С. Брилёва
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.
Е.Н. Телия.
2006.