Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь средневековой культуры - филиды и барды ирландии и уэльса

 

Филиды и барды ирландии и уэльса

филиды и барды Ирландии и Уэльса

Филиды

(др.-ирл. file, мн.ч. filed), особая почитаемая каста поэтов, сказителей, жрецов и хранителей мифологической, исторической и юридической традиции в Ирландии периода раннего средневековья. Исполняемые Ф.ами функции были необычайно широки. Видимо, они отчасти переняли статус древних языческих жрецов-друидов, чем определяв лось их место в обществе и высокая степень сакрализованности их деятельности, однако на них же лежали и такие чисто светские обязанности, как сочинение хвалебных поэм и элегий, а также сохранение историко-мифо-логической традиции составление текстов саг. Расцветом деятельности Ф.ов принято считать период с VI по VIII вв., когда ими оформляется эпическая традиция (см. Героический эпос), кодифицируется право и создается особая поэтическая система, для которой характерен «затемненный язык» и специфическое стихосложение (nua-chrotai).

Источниками, на основании которых мы можем сделать вывод о том, что представляли собой Ф.ы как социо-культурная корпорация и каковы были их основные функции в обществе, служат, с одной стороны, сами эпические и поэтические тексты и, с другой тексты древних трактатов, в которых Ф.ы также упоминаются достаточно широко: «Трактат о привилегиях и ответственности поэтов», «Суждения о почитаемых», «Руководство учености», «Великая старина», «Ветвь дрожащая» и др. Однако как те, так и другие составлены были самими Ф.ами, что отчасти лишает эти источники должной степени надежности.

Многие из первых Ф.ов скорее полумифические фигуры из пантеона легендарных первопредков ирландцев, чем реальные исторические личности. Среди них следует назвать в первую очередь Моргена Белоколен-ного, родоначальника ирландской поэзии, которому приписываются знаменитые поэмы-заклинания «Я взываю к Ирландии» и «Я — ветер на море». К подобным же полулегендарным фигурам относятся Кинифаэлад, по преданию, первым записавший ирландские стихи латинскими буквами, Фениус Ферсайд, основатель первой школы Ф.ов, Сенхан Торпейст, первым исполнивший в правильной последовательности эпизодов эпопею «Похищение быка из Куальнге», Ф.ы-колдуны, исполнители вредоносных стихов Неде и Атирне, и многие другие, чьи имена дошли до нас в текстах саг и поэтических трактатов. Однако, несмотря на легендарность конкретных фигур Ф.ов, остается важным и бесспорным тот факт, что сама древнеирландская поэзия по природе своей не была анонимной, и это во многом определило место и функции Ф.ов как социокультурной группы.

Само слово «Ф.» восходит к и.-е. *wel-«видеть», т.е. «провидеть», «прозревать» или «знать», что в целом соотносится с особым статусом Ф.а в обществе — он почитался как мудрец-пророк, носитель тайного знания. Особым оружием Ф.ов были также т. н. «песни-насмешки» (glamm dicinn), формальным поводом для исполнения которых был обычно отказ в даре со стороны короля. Однако способность к провидению и владение тайнами словесной магии были не результатом высшего «озарения», а приобретались в течение длительного обучения (до 12 лет). Степень обученности Ф.а, наряду с его природным талантом, определяла и его место в особой поэтической корпорации, включающей в себя семь ступеней (или рангов): ollam, anshruth, cli, cano, doss, mac fuirmid, fochluc. Ф.ы разных рангов различались характером исполняемых ими поэтических и прозаических произведений, а также осведомленностью в «тайном языке» (bcrla na filed, букв. «язык поэтов»), знанием определенного числа огамических знаков и заклинаний. Продвигаясь по ступеням поэтической иерархии, Ф. должен был осваивать новый словесный материал; соответственно возрастали и его роль в разного рода церемониях, и плата («дар»), на которую он мог рассчитывать за свою профессиональную деятельность. Плата за каждый вид поэмы была строго определена («О, Аморген, блестяще хвалимый, // тебе известно великое распределение // коров среди Ф.ов сообразно их умению»). Размеры материальной компенсации за нанесенное Ф.у оскорбление были также тщательно определены и соотносились с местом на иерархической лестнице.

Согласно юридическим трактатам, Ф.ы входили в число наиболее почитаемых лиц: «есть три благородных сословия: епископ и король и Ф.». Они принимали участие в ина-угурационных обрядах королевской власти, подчеркивая тем самым ее сакральный характер. С помощью ряда процедур шаманского толка они предсказывали будущее и указывали кандидатуру будущего верховного короля. Зная прошлое и предвидя будущее, Ф.ы регулировали жизнь общества в целом и выступали при королях в качестве советников и наставников, чьи воля и слово должны были быть нерушимы. Впоследствии это привело к глубокому конфликту корпорации Ф.ов со светской властью. Отдельные упоминания об этом содержатся как в эпических текстах, так и в хрониках. Так, в 590 г. во время собора в Друмкете верховным королем Аэдом был поставлен вопрос об ограничении полномочий Ф.ов и сокращении их привилегий. Интересно, что сторону Ф.ов в этом конфликте принял св. Колум Килле, активный деятель христианской миссии в Ирландии, за что семь лет спустя, после смерти святого, Ф. Даланн Форгайл написал в его честь хвалебную поэму, известную под названием «Чудо Колума Килле» (Amr a Choluimb Chille). Усиление светской власти в связи с началом скандинавского завоевания Ирландии (VIII в.) значительно ослабило позицию Ф.ов как социального института в целом. В то же время отсутствие конфликта между Ф.ами и деятелями ранней христианской церкви, имевшей в Ирландии по преимуществу монастырский характер (см. Монашество, Монастырь), повлекло за собой широкую фиксацию архаической словесности, несмотря на явное присутствие в ней выраженного языческого элемента. Благодаря этому до нас дошло значительное количество образцов древнеирландской поэзии и прозы, созданных Ф.ами.

Барды ирландские

(ирл. bard). Расцвет бардической поэзии принято относить к ХП—XV вв. Само слово «Б.» в значении «поэт» употреблялось и раньше, однако на ранних этапах развития словесности в Ирландии Б.ы считались, по сравнению с профессионалами-Ф.ами, необученными, «природными» поэтами, не владеющими своим ремеслом в должной степени, не обладающими необходимыми знаниями в исторической и правовой областях и не наделенными профетическим даром. Так, в «Книге прав», тексте юридического характера, составленном в нач. X в., говорится, что «законы правителей Тары известны только Ф.ам, но не Б.ам.» (ni dir baird acht dir fîlead). Оплата профессионального труда Ф.ов и Б.ов также сильно различалась в пользу первых.

После падения института Ф.ов Б.ы занимают главенствующее положение в культурной жизни Ирландии. Ими были отчасти переняты многие черты Ф.ов (высокая степень профессионализма, длительное обучение, сложная поэтическая техника, корпоративность), однако между Ф.ами и Б.ами даже в период расцвета последних оставался ряд существенных отличий, среди которых в первую очередь следует назвать гораздо большую зависимость Б.ов от местных правителей, а также отсутствие у них профетических и каких бы то ни было иных сверхъестественных способностей, что лишало их поэзию сакральной стороны и делало ее вполне светской. Не исполнялись Б.ами и мифологические и эпические предания. В то же время перенятые от Ф.ов поэтические приемы были Б.ами во многом усовершенствованы и развиты в особую систему, получившую название «прямого стиха» (Dan direch). Развивалось и понятие авторства.

По своему содержанию бардическая поэзия очень разнообразна. Значительное место в ней занимают панегирические поэмы, посвященные местным королям и эрлам, сочинение и исполнение которых составляло основную профессиональную обязанность Б.ов, однако не меньший, если не больший, интерес представляют такие чисто лирические образцы бардической поэзии, как «Элегия на смерть жены», «Моление о потомстве», «Описание кинжала», «Обращение к старому плащу», «Впечатление от чтения старой рукописи», переложения античных сюжетов и многое др. Известно также немало поэм чисто религиозного содержания. В период упадка бардической поэзии (XV-XVII вв.) в стихах начинает звучать тема несправедливого забвения высокого искусства, его ненужности и пр. («Кто купит поэму?», «О сын, не стоит быть поэтом...», «Закрытая школа» и т.д.).

Определить четкие хронологические рамки такого явления, как ирландская бардическая поэзия, довольно сложно, так как процесс вытеснения Ф.ов Б.ами происходил постепенно. К тому же Б.ы во многом сохранили и более раннюю поэтическую терминологию и, в первую очередь, само понятие «Ф.» в значении «профессиональный поэт», применяемое ими уже по отношению к самим себе. Всего вероятнее, истоки профессиональной бардической поэзии относятся к X-XI вв., к периоду скандинавского завоевания; не исключено влияние поэзии скальдов. Первыми профессиональными Б.ами могут быть названы такие поэты, как Фланн Мак Ленан (ум. 918), Эохайд Флойнн (ум. 984) и Мак Лиаг(ум. 1015), придворный поэт верховного короля Ирландии Бриана Бору. Мак Лиа-гу принадлежит ряд поэм патриотического содержания о победах над викингами, а также генеалогии и панегирики, посвященные его знаменитому патрону. Он же является автором элегии на смерть Бриана Бору и описания битвы при Клонтарфе (1014 г.). Его младшим современником был Хрард Мак Койси (ум. 1023), придворный поэт верховного короля Ирландии Малахия II, сменившего Бриана. Однако оформление Б.ов в особый «поэтический цех» произошло лишь в последующие два столетия: в это время сложилась их корпорация, по стране распространилась целая сеть бардических школ и была выработана особая поэтическая система.

Из трактатов, посвященных бардическо-му искусству (рукописи XIII—XVII вв.), следует, что все Б.ы делились на две группы: «свободные» (soerbaird) и «зависимые» (döerbaird), внутри каждой группы выделялось по восемь рангов, причем ранг Б.а определялся в первую очередь тем, какими поэтическими размерами он владел, и от ранга же зависело то, на какую плату за свою поэму он мог рассчитывать. В период расцвета бардической поэзии плата (или «дар»), традиционно установленная для Б.ов высших рангов, была довольно высокой. Так, Б. первого ранга, носивший титул Rigbard («Б.-король»), мог получить одновременно несколько молочных коров, коня, боевого пса, дорогой фолиант, а также ряд ценных изделий из золота и серебра. Принадлежность к тому или иному рангу определялась не столько природным талантом, сколько обученностью. Хотя известны целые династии Б. (О'Дали, О'Хиггин, ОТнив, Мак-ан-Вард, О'Хасси и др.), их мастерство не передавалось по наследству. Чтобы называться Б.ом, нужно было обучаться в особой бардической школе. Учебный год в такой школе длился с 1 ноября до 1 мая, на время каникул Б.-ученик мог вернуться к родным или остаться на попечении местных жителей, которые рассматривали обязанность содержать его как почетную. Занятия в школе длились обычно по 12 часов в день и проходили в темном помещении без окон. Кроме освоения необходимого числа размеров и поэтических приемов в программу обучения, длившегося от 5 до 12 лет, входило запоминание королевских генеалогий и мифологических преданий, а также освоение особого «тайного языка», строящегося в основном на особой системе эвфемизмов и метафор, уходящих корнями в мифологическую традицию («Эмайн яблонь» — Тара, столица Ирландии в период раннего средневековья, «орех потока» — мудрость, «лосось знания» Бог, «пес» герой, воин, «мед» -любовь и пр.). Обязательным элементом тайного языка была также особая система замен одних имен собственных другими. Так, Ирландия могла быть названа также Банбой, долиной Фала, долями Эбера и Эримона, половинами Конна и Муга и пр., а конкретный король или эрл мог в стихах быть назван именем его отдаленного предка или мифологического героя. Понимание данного языка требовало определенных навыков и знаний, чем, видимо, было вызвано распространенное в самой Ирландии мнение, что язык Б.ов темен и малопонятен. Кроме того, язык, которому обучались в школах, представлял своего рода наддиалектное койне и в силу этого мог в значительной степени отличаться от местных разговорных диалектов, в первую очередь фонетически. Помимо чисто поэтических дисциплин будущие Б.ы должны были освоить основы примитивной фонологии и грамматики (им также были посвящены особые трактаты). Музыкального образования Б.ы не получали, так как сопровождение их поэм игрой на арфе и иных инструментах было делом профессиональных музыкантов, считавшихся по своему статусу ниже Б.ов.

Традиционной единицей любого размера классического бардического стиха была строфа (rann) из четырех строк с заданным числом слогов в каждой строке (как правило, от 7 до 9). Внутри каждой строки соблюдалась строгая система аллитераций, подчиняющаяся особым законам сочетаемости согласных звуков, строки же в рамках строфы объединялись при помощи системы внутренних и внешних рифм (comhardadh) или ассонансов. В целом бардический «прямой стих» может быть назван силлабическим: фиксированным было лишь место ударения в конце строки, дол гота и краткость гласных также не учитывались.

В период расцвета бардической поэзии число поэтов, странствующих по Ирландии и живущих при дворах королей, было столь значительным, что, по отдельным свидетельствам, достигало трети свободного населения острова. Кроме уже названных нами, следует упомянуть имена Гиоллы-на-Нев О'Дунна (XII в.), Доннхи Мора О'Дали (сер. XIII в.), Гальфрида Светлого О'Дали (XIV в.). Среди поздних бардов выделяются имена Фар-Флаха ОТнива (XVI в.), Дермо-та О'Ковтаха и Мельмура Мак-ан-Варда (кон. XVI в.), Эгана Руа Мак-ан-Варда (нач. XVII в.), Мэльбрида и Эохайда О'Хасси (XVII в.).

Официально бардические школы просуществовали в Ирландии до 1641 г., однако уже в XV и XVI вв. наблюдается упадок бардической поэзии, вызванный как внутренними социальными (распад клановой системы, перераспределение сил внутри образованного класса), так и внешними историческими причинами (указы 1537 и 1549 гг. против странствующих поэтов и музыкантов, антиирландская политика Елизаветы Английской и др.).

Слово «Б.» вошло в обиход европейской культуры в кон. XVIII в. после публикации «Песен Оссиана» Дж. Макферсона, однако изображенный им вдохновенный старец, который исполняет эпические поэмы, аккомпанируя себе на арфе, ничего общего с фигурой реального профессионального Б.а не имеет.

Барды валлийские

(валл. bardd) полуисторические, полулегендарные поэты, авторы панегирических и исторических поэм, а также ряда текстов профетико-гномического содержания. Творчество валлийских Б.ов относится к периоду V1-XIV вв. Принято выделять два этапа: т. н. «первые Б.ы» (Cynfeirdd) и поздние придворные Б.ы (1100-1350 гг., Gogynfeirdd, букв. «после первых Б.ов»).

Образцы поэм «первых Б.ов» дошли до нас в составе четырех рукописей «Черной Книги Кармартена» (XII—XIII вв.), «Книги Анейрина» (ок. 1250 г.), «Книги Талиесина» (ок. 1275 г.) и «Красной Книги Хергеста» (X1V-XV вв.). Поздняя фиксация и присутствующие в текстах значительные искажения во многом затрудняют атрибуцию поэм, однако лингвистический анализ позволяет выделить среди обилия содержащихся в рукописях поэтических текстов ряд фрагментов, восходящих к VI в. и приписываемых «первым Б.ам».

Среди этих последних следует назвать имена: Анейрина, возможного автора поэмы «Гододдин» (ок. 600 г.), описывающей битву бриттов с англами в районе современного Йоркшира (в XII в. поэма была вновь переработана и модернизирована); Лливарха Хеыа («Старого», нач. VII в.), автора ряда панегириков и элегий, обращенных к правителям Уэльса VI—VII вв., среди которых наиболее известна «Посмертная песнь Киндила-ну» (ок. 660 г.), написанная т. н. «энглина-ми» (от валл. englyn, название особой строфы из трех строк, изобретение которой приписывается Лливарху Хену); а также — знаменитого Талиесина. Талиесин, Б. VI в., был придворным поэтом короля Уриена. Ему приписывается двенадцать поэм исторического содержания, посвященных Уриену, его сыну Оуэну и другим историческим лицам. Однако имя Талиесина известно в первую очередь благодаря позднему тексту «Повести о Талиесине»(Напе5ТаПе5т), где этот исторический персонаж обретает значительное число черт, характерных скорее для мифологического героя, чудесное рождение, наречение значимым именем, странствия, про-фетический дар и т.д., вплоть до чудесных реинкарнаций. Текст «Повести о Талиесине» бытовал долгое время в виде устного предания и затем был окончательно оформлен Эл-лисом Грифидом в XVI в. Знаменитая «Песнь Талиесина» (CanuTaliesin), в которой рассказывается о его перерождениях («и снова, преображенный,// был я голубым лососем,// был я собакой, оленем,// косулей на склонах горных...» и т.д.), является еще более поздней. Придворные поэты высокого средневековья, также называемые Б.ами, делились по своему статусу на «правителей искусства» (pen-cerdd) и «Б.ов дома» (bardd teulu). Если первые пользовались большим почетом и исполняли свои поэмы в центре пиршественного зала Пир), обращаясь непосредственно к самому королю, то вторые должны были стоять у входа и адресовать свои стихи слугам или, в лучшем случае, королеве. Придворным Б.ам принадлежит большое число панегириков (moliant) и элегических поэм (marwnad), написанных выспренным, сильно архаизированным языком, содержащим большое количество метафор и сложных аллюзий. Стих придворных Б.ов был силлабическим, с обилием аллитераций и четко выраженной конечной рифмой. Среди данной группы поэтов известны имена Мейлира Бридида, Гуалхамая сына Мейлира, Киндела Великого, Придида-и-Моха, Бледина Барда и др.

После сер. XIV в. классических придворных Б.ов сменяют т. н. Beirdd yr Uchelwyr (букв.: «поэты господ»), уже не отличающиеся строгой корпоративностью и ориентирующиеся в своем творчестве на народный ассонансный стих.

Литература: Калыгин В.П. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 1986; Bell H.J. The development of Welsh poetry. Oxford, 1936; Веrgin О. (ed.) Irish Bardic Poetry. Dublin, 1970; Caerwyn-Williams J.E. The Nature Prologue in Welsh Court Poetry // Studia Celtica. Vol. XXIV-XXV, 1989-1990. P.70-90; Campanile E. Indogermanische Metrik und Altirische Metrik // Zeitschrift für celtische Philologie. Bd. 37, 1979; Carney J . The Irish Bardic Poet. A Study in the Relationship of Poet and Patron. Dublin, 1967; Idem. Three old Irisch accentual poems // Ériu. Vol. 22, 1971; Chadwick N.K. Poetry and Prophecy. Cambridge, 1942; Dil Ion M., Chadwick N.K. The Celtic Realms. L., 1967; Green D., O'Connor J . Golden treasury of Irisch poetry: A.D. 600-1200. L., Melbourn, Toronto, 1967; Hyde D. A Literary History of Ireland. L., 1903; Jakobson R. The Slavic god Veles and his Indo-European cognates // Studi linguistici in onore di Vittore Pisani. Brescia, 1969; Knott E. Irish Syllabic Poetry 1200-1600. Dublin, 1957; Idem. Irish classical Poetry, commonly called Bardic Poetry. Dublin, 1960; Lambert P. Y. Les littératures celtiques, P., 1981; Leerssen J .The «Contention of the Bards» and its Place in Irish Political and Literary History. L., 1994; Macalister R.A.S. The secret languages of Ireland. Cambridge, 1937; Mac A i г t S . Filidecht and Coimgne // Ériu. Vol. 18, 1958; Mac Can a Pr. An Archaism in Irish Poetic Tradition//Celtica. Vol. VIII, 1968; Meyer К. Three poems in Bérla na filid // Zeitschrift für celtische Philologie. Bd. 5, 1905; Murphy G . Early Irish metrics. Dublin, 1961; Ni Dhomhnaill С. Closure in Bardic Poetry // Celtica. Vol. 14, 1981; O'Cui'v Br. The linguistic trailing of the mediaeval Irish poet // Celtica. Vol. 10, 1973; Idem. Seven centuries оГIrish learning, 1000-1700. Dublin, 1961; Idem. The Earl ofThomond and the Poets// Celtica. Vol. 12, 1977; 0 Hogoin D . The Visionary Voice: a Survey of Popular Attitudes to Poetry in Irish Tradition // Irish University Review. Vol. 9, 1979; Parry T h . The Oxford book of Welsh verse. Oxford, 1962; Simms К . Bardic Poetry as a Historical Source // The Writer as Witness: Literature as Historical Evidence. Cork, 1987; Thurneysen R. Le terme farmbérla dans la grammaire irlandaise // Revue celtique. Vol. 13,1892; Travis J. Early Celtic verscraft. Shannon, 1973; Tu rvi 1 le Pet re G. Poetry of the scalds and of the filid // Ériu. Vol. 22, 1971;Walsh P. Irish men of learning. Dublin, 1947; Watкins С . Indo-European metrics and archaic Irish vers // Celtica. Vol. 6, 1963; Idem. The etymology of the Irish Diian // Celtica. Vol. II, 1976; Williams I . Lectures on early Welsh poetry. Dublin, 1944; Williams J. E. С. The Court Poet in Medieval Ireland // Proceedings of the British Academy. Vol.57, 1971.

Т. А. Михайлова

Словарь средневековой культуры. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)

Под ред. А. Я. Гуревича

2003

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое филиды и барды ирландии и уэльса
Значение слова филиды и барды ирландии и уэльса
Что означает филиды и барды ирландии и уэльса
Толкование слова филиды и барды ирландии и уэльса
Определение термина филиды и барды ирландии и уэльса
filidy i bardy irlandii i uelsa это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины