Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - феодор игумен симоновский

 

Феодор игумен симоновский

Феодор (в миру Иоанн) (ум. 28 XI 1394) – игумен Симоновский, затем архиепископ Ростовский, писатель, переводчик и иконописец. Ф. родился в Радонеже в семье ростовского уроженца Стефана, влиятельного лица при дворе радонежского князя Андрея Иоанновича. Рано оставшись без матери, был воспитан и пострижен в монахи своим родным дядей Сергием Радонежским, прожив вместе с ним в монастыре более 22 лет, где получил хорошее образование, был обучен иконописанию, греческому языку и имел возможность много читать. Около 1370 г. Ф., по благословению Сергия, основал на окраине Москвы Симонов монастырь, игуменом которого и оставался долгое время.

В 1374 г. состоялось его (и Сергия Радонежского) личное знакомство с Киприаном, приезжавшим тогда на Русь к митрополиту Алексею в качестве посланника константинопольского патриарха Филофея. В 1378 г. Ф. и Сергий Радонежский ведут тайную от великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского переписку с Киприаном (бывшим тогда митрополитом Малой Руси и Литвы и жившим в Киеве) об утверждении его в Москве на митрополии «всея Руси» вопреки воле великого князя, но в согласии с правом наследования по митрополите Алексее.

После Куликовской битвы Ф. стал духовным отцом Дмитрия Донского; впервые об этом упоминается в связи с направлением его в феврале 1381 г. во главе посольства в Киев звать Киприана на Москву в качестве митрополита «всея Руси». С июня 1383 г. по конец 1384 – начало 1385 г. Ф. живет в Константинополе, отпущенный туда Дмитрием Донским вместе с архиепископом Дионисием Суздальским по делам «о управленьи митропольи русския». В конце этой поездки Ф. получает от константинопольского патриарха Нила чин начального архимандрита («первопресвитера») и грамоты, дававшие ему право подчиняться непосредственно самому византийскому патриарху, минуя русского митрополита. После получения зимой 1384–1385 гг. послания из Киева от Киприана, извещавшего его о своем намерении ехать в Константинополь, Ф. (в 1386 г.) добивается от великого князя разрешения на поездку туда же для выступления на соборе в качестве обвинителя митрополита Пимена. Не застав уже Киприана в Царьграде, он договаривается с Пименом о совместном побеге из Константинополя и принимает от него сан архиепископа Ростовского (1386 г.). На родину он добирается в течение трех лет (прибыл к 1388 г.). Весной 1389 г. участвует в оппозиции митрополиту Пимену, вынудившей того вопреки воле князя пойти на соборный суд в Царьград, но, отправившись следом за Пименом, Ф. сталкивается с ним в Кафе, где Пимен заключает его в тюрьму. После освобождения к Ф. присоединяется Киприан, и 27 июня 1389 г. оба они прибывают в Константинополь, где после низложения Пимена Киприан был восстановлен в правах митрополита «всея Руси». 6 марта 1390 г. Ф. торжественно въезжает в Москву в составе свиты митрополита Киприана.

Согласно летописным источникам, к концу жизни Ф. архиепископия его включала, кроме Ростова, Ярославль, Белоозеро, Устюг, Угличе Поле и Мологу. Ф. был причислен к лику святых еще в XV в., и память его как святителя отмечалась в день его смерти (тропарь и кондак Ф. помещен в сборнике ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 1083, 1476–1483 гг.). Житие Ф. задумывал писать Епифаний Премудрый, но судьба его замысла неизвестна; сохранилось позднее Житие Ф. с очерком судьбы Симоновского монастыря до нач. XVIII в., датированное 1723 г. (ГИМ, Синод. собр., № 580). В Подлиннике иконописном (под 30 ноября) дается такой иконописный портрет Ф.: «подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст».

Ф., так же как «единомудренные» с Киприаном Сергий Радонежский и Дионисий Суздальский, принадлежал к числу сторонников «общежительного» движения среди русского монашества; он был разносторонне образованным и одаренным человеком, тонким дипломатом.

Тексты оригинальных произведений Ф. не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что Ф. совместно с Сергием Радонежским написал два послания митрополиту – в июне – нач. октября 1378 г. и в кон. 1384 – нач. 1385 г. Кроме того, в 1386 г. он безусловно принимал участие в составлении обвинительных грамот против Пимена. Послание Ф. 1384–1385 гг., направленное Киприану в Киев, должно было известить изгнанного из Москвы митрополита о результатах поездки в Константинополь Ф., ставшего тогда «первоигуменом», о Дионисии Суздальском, поставленном тогда митрополитом, и о вызове на суд вселенского собора митрополита Пимена.

Ф. занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. В работе Г. М. Прохорова «К истории литургической поэзии...» «пръвопрезвитеру» Ф. атрибутируется перевод четырех произведений (там же дан перечень их списков): Канон на успение богородицы (С. 144, № 10), Канон в «глад и томление от скудства житнаго» (С. 145, № 17), Канон богородице о бездождии с акростихом (С. 142, № 1), молитва в бездождие (С. 146–147, № 2). Кроме того существуют списки еще трех переводов Ф.: Чина малого освящения воды (ЦГАДА, собр. Московской Синодальной типографии, № 42), молитвы Филофея «на покрестьи» (ГБЛ, собр. МДА, № 183) и Канона-молебна богородице (ГИМ, Синод. собр., № 501 (468), Канонник 1457 г., л. 157 об. –164). Последний перевод искусно выполнен в форме акростиха («краегранесия») и содержит неизвестный факт биографии автора о лишении Ф. святительского сана, происшедшем, очевидно, во время борьбы с Пименом («Канон-молебен ко пресвятей богородице, певаемь от лица незрящего человека. Творение Иоанна Евхаитскаго. Приведен же бысть на рускый язык от многогрешнаго и ради премногих различных зол и преступлений отриновенаго от церкви, от лица святительска, именем же Феодора, аще и недостойна, но рекше – презвитера»). Язык переводов Ф. отличается простотой, четкостью и выразительностью. (Следует учесть, что И. У. Будовниц ошибочно отождествляет Ф. «протопресвитера» с Феодором, протопопом Благовещенского собора).

Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Ф. был известен и как живописец, оставивший после себя «многие иконы»: на Москве были известны его письма иконы «Деисус на Болвановке у Николы святаго» и «образ» его дяди Сергия Радонежского (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 591–592). Живописью Ф. занимался в основном в ранний период жизни в Московском Симоновом монастыре.

Лит.: Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности. СПб., 1861. Т. 2. С. 379; Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1866. Т. 4. С. 260; СПб., 1877. Т. 8. С. 47; Ключевский. Древнерусские жития. С. 92, 353–354; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877. Стб. 149; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 591–592; Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 57–58, 63; Толстой М. В. Книга глаголемая о российских святых // ЧОИДР. 1887. Кн. 4, отд. 2. С. 95–97. № 227; Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского (по Синодальному списку 1723 г. № 580) / Сообщил архим. Леонид // Душеполезное чтение. 1891, май. С. 3–15; июнь. С. 145–154; июль. С. 303–315; Сергий. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 2. С. 369; РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 419–426. № 5; Стб. 212, 216–220. № 33; Федотов. Феодор // РБС. 1913. Т. 25. С. 313–316; Будовниц. Словарь. С. 102, 351, 353; Прохоров Г. М. 1) К истории литургической поэзии: Гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 140, 142, 144–147; 2) Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 28, 54–60, 78, 104, 110–113, 166–188, 193–204, 224–228; Дробленкова Н. Ф. Феодор // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 169–171.

Н. Ф. Дробленкова

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое феодор игумен симоновский
Значение слова феодор игумен симоновский
Что означает феодор игумен симоновский
Толкование слова феодор игумен симоновский
Определение термина феодор игумен симоновский
feodor igumen simonovskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):