Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - феодосий инок успенского желтикова монастыря

 

Феодосий инок успенского желтикова монастыря

Феодосий (XV в.) – инок Успенского Желтикова монастыря, автор канона и стихир тверскому епископу Арсению, возможно и Жития Арсения. Биографических сведений о Ф. не сохранилось.

В списке службы Арсению (ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, л. 146, сер. XVI в.), где Арсений назван «новым чудотворцем», имеется приписка, в которой сообщается, что канон и стихиры составлены в 1483 г. в Желтикове монастыре «по благословению» тверского епископа Вассиана «рукою многогрешнаго инока Феодосия» (Востоков. Описание. С. 594). В Житии Арсения нет прямого указания на то, что оно принадлежит Ф., но, во всяком случае, его написали тоже в Желтикове монастыре и не позднее кон. XV в., когда автор мог слушать рассказы лиц, знавших Арсения. В авторском предисловии к Житию говорится: «По многих летех еже к богу отшествия его (Арсения. – Р. Д.) написахом отчасти жития его, изыскахом духовными мужи, еже слышаху от преподобных его уст» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 181). Кроме того, по началу предисловия видно, что, как и служба, Житие было написано на праздник памяти святого. Проложное сокращение Жития имеется уже в сборнике сер. XVI в. (ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, л. 418). На основании всего этого В. О. Ключевский сделал предположение, что автор службы 1483 г. был также и автором Жития. Житие не богато фактическими сведениями, хотя агиограф добросовестно использовал все доступные ему источники. В предисловии изложено, как был собран материал для Жития: современники епископа Арсения делали отрывочные записи о нем, которые сохранялись в монастыре и которыми воспользовался Ф. В Житии кратко и недостаточно точно сообщается о жизни Арсения до епископства, затем рассказывается о поставлении его на тверскую епископию, о построении им монастыря на Желтикове и о кончине. Часть этих фактов биографии Арсения известна по другим источникам. В списке церковного устава, написанного в 1438 г. для Успенской церкви Желтикова монастыря, имеется запись о приезде в Тверь митрополита Киприана в 1390 г. и о суде над епископом Евфимием и о возведении Арсения на его место (рукопись ГИМ, Синод. собр., № 331, л. 277). Несколько измененный текст этой записи попал в некоторые летописи (ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11. С. 125; СПб., 1863. Т. 15. С. 445). В приписке к уставу, кроме того, сообщается об основании Арсением монастыря на Желтикове в 1394 г. В Летопись Новгородскую IV (ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1925. Т. 4, вып. 2. С. 407–409) и в Летопись Авраамки (ПСРЛ. СПб., 1889. Т. 16. С. 318–319) включена «Повесть о тверском владыце конечная», посвященная описанию смерти Арсения. В измененном виде она читается также в Летописи Никоновской (ПСРЛ. Т. 11. С. 211–212). Задачей будущего исследования является решение вопроса о взаимосвязи текста Жития с перечисленными источниками.

Арсений был канонизирован и признан местно чтимым святым на соборе 1547 г. Житие, написанное Ф., не было включено в Великие Минеи Четии. В 1566 г. было составлено первое чудо Арсения иноком Феодосием со слов монахов Желтикова монастыря. Иногда этого Феодосия объединяют с Ф., автором Жития (Леонид, архимандрит. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 415). Филарет (Обзор. С. 118) автора Жития Арсения объединяет с Феодосием, который в списке Патерика Киево-Печерского XV в. (ГПБ, Соф. собр., № 578) вписывает свое имя («грешный Феодосий мних, недостойный иерей») вместо епископа Симона или Поликарпа. Филарет в данном случае ссылается на статью Макария, епископа винницкого (Записка о Феодосие, описателе Жития Володимерова // ИпоРЯС. 1855. Т. 4, вып. 3. С. 113–116), где доказывается, что вписавший в текст Патерика в Софийском списке свое имя Феодосии является просто писцом, жившим в XV в., однако здесь же высказывается предположение о том, что этот писец, возможно, тождествен митрополиту Феодосию Бывальцеву. П. М. Строев (Словарь. С. 323–324) склонялся к мнению, что Житие епископа Арсения написано неизвестным автором при митрополите Макарии.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 181–184, 354; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 60–62; Иконников. Опыт по историографии. Т. 2, кн. 1. С. 1001–1002; Валлич Э. И. Опыт текстологического анализа памятника тверской литературы XVII в. // Проблемы отечественной истории. М., 1974. Ч. 1. С. 45–65; Конявская Е. Л. Литература Твери XIV–XV веков: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1984. С. 15.

Р. П. Дмитриева

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое феодосий инок успенского желтикова монастыря
Значение слова феодосий инок успенского желтикова монастыря
Что означает феодосий инок успенского желтикова монастыря
Толкование слова феодосий инок успенского желтикова монастыря
Определение термина феодосий инок успенского желтикова монастыря
feodosiy inok uspenskogo zheltikova monastyrya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):