Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - феодосий автор жития александра ошевенского

 

Феодосий автор жития александра ошевенского

Феодосий (2-я пол. XVI в.) – автор Жития Александра Ошевенского («Месяца априля в 20 день. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Александра, составльшаго пречестен монастырь над рекою Чюрьюгою, во области града Каргополя, близ дышущаго моря окияна. Списано иеромонахом Феодосием тоя же обители. Благослови отче»). Ф. – сын священника того села, где родился Александр; уже здесь в детстве он слышал об Александре Ошевенском, о котором рассказывал его отцу сын старшего брата Александра Амбросия, «земледелец» Исаак, «от млада возраста» живший со святым. Затем отец Ф. переселился на реку Онегу в село Надпорожие, здесь инок Корнилий из Ошевенского монастыря, сын другого брата Александра, часто бывал у отца Ф. и также рассказывал об Александре. После смерти отца Ф. стал священником в том же селе. Овдовев, Ф. постригся в монастыре Александра и со временем стал его игуменом. «И обретох во обители древних инок и сродников святаго от рода его, и сии поведаша ми много бывающая чюдеса от богоноснаго отца».

Александр, в миру Алексей, происходил из незнатной, но, видимо, зажиточной семьи: отец его Никифор Ошевень «земледелец бяше». Родился Алексей 17 марта 1427 г. в Важеозерской веси Белозерского края. В юном возрасте Алексей идет на молебен в Кирилло-Белозерский монастырь, где остается, извещая об этом родителей письмом. Через некоторое время в монастырь приходит отец Алексея и, примирившись с уходом сына, разрешает остаться ему в монастыре. Алексей принимает монашеский постриг (ему исполняется в это время 25 лет) и становится иноком Кирилло-Белозерского монастыря Александром. Отец Александра «от насилия земных властей» уходит из Важеозерской веси в Каргополь, затем в весь Волосово и, наконец, на реку Чурьюгу, где и селится со всем семейством; со временем это место (в 45 верстах от Каргополя) начинает называться слободой Ошевнево. После долгих уговоров игумен Кирилло-Белозерского монастыря соглашается отпустить Александра навестить свою семью. Пробыв некоторое время дома, Александр собирается вернуться в монастырь; отец говорит ему, чтобы он поселился на другом берегу реки Чурьюги и основал бы там свой монастырь. Александр вместе со старшим братом осматривает местность и выбирает место под будущий монастырь (отец обещает помочь ему при постройке обители). Вернувшись в Кирилло-Белозерский монастырь, Александр, пробыв тут некоторое время, получает священнический сан. Но он не забывает о своей идее основать новый монастырь: «...посылает писание ко отцу своему, да приготовит лес на создание церкви и на поставление келиям». После долгих уговоров Александру удается получить согласие игумена на уход из Кирилло-Белозерского монастыря. Игумен отпускает его с «искусным иноком», «ведяща добре чин монастырский». Придя в Ошевнево, Александр поручает отцу смотреть за строительством монастыря, а сам идет в Новгород, где архиепископ Иона поставляет его игуменом монастыря, и получает грамоты от владелицы этих земель боярыни Анастасии на земельные угодия для монастыря. Рассказывается о событиях в жизни вновь созданной обители, о взаимоотношениях Александра с родственниками. Александр Ошевенский умирает в 1475 г. (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.

Вторая половина Жития содержит рассказ о происходивших в монастыре событиях после смерти Александра до 1567 г., времени написания Жития Ф., описание чудес, совершенных святым. В этой части Жития Ф. много говорит о истории написания им своего произведения. Он подчеркивает, что о многих событиях ему рассказывали люди, знавшие тех, кто жил в монастыре еще при Александре, дважды Ф. подчеркивает, что о чудесных явлениях святого он слышал от самих свидетелей: «И аз от уст его сие слышах и написах в ползу слышащим»; «Аз те сия слышах от самого болярина, прилучи бо ми ся у него на вечери быти со иными священники»; наконец, он рассказывает о явлении ему Александра, понуждающего его писать Житие, в специальной главке («О явлениих преподобнаго Александра священноиноку Феодосию, первом и втором наказании и третием прещением и казанию и потом с милостию и прощением»).

По словам В. О. Ключевского, Ф. «написал обширное и превосходное по содержанию Житие» (Древнерусские жития. С. 298), отличающееся множеством «любопытных подробностей о жизни святого» (Там же. С. 299). И. Яхонтов показал, что очень многие подробности Жития и целые разделы текста являются повторением Жития Александра Свирского (см. Иродион, игумен Александро-Свирского монастыря) и ряда других житийных текстов. И все же следует подчеркнуть, что труд Ф. сообщает много жизненных подробностей, отдельные чудеса, как и рассказы о монастырской жизни, интересны местным севернорусским колоритом, стремлением отразить психологию героев повествования. Даже учитывая то, что многое в рассказах Ф. об истории создания Жития носит этикетный характер, повторяет соответствующие места из других житий, эта сторона произведения Ф. заслуживает особого внимания, так как отражает отношение агиографа к своему писательскому делу.

Германом Тулуповым на основании текста Ф. был составлен сокращенный вариант Жития Александра Ошевенского, в котором, как отмечает В. О. Ключевский, «меньше содержания, но больше риторики» (Древнерусские жития. С. 299). Написанное Ф. Житие остается неизданным.

Лит.: Буслаев Ф. Литература русских иконописных подлинников // Ф. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 358–360; Ключевский. Древнерусские жития. С. 298– 299; Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 88–110; Пономарев А. Александр преп. Ошевенский чудотворец // ПБЭ. Т. 1. Стб. 448–450; Будовниц. Монастыри на Руси. С. 182–191; Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми // ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22. С. 327–334; Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий // ТОДРЛ. Л., 1973. Т. 27. С. 186–188.

Л. А. Дмитриев

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое феодосий автор жития александра ошевенского
Значение слова феодосий автор жития александра ошевенского
Что означает феодосий автор жития александра ошевенского
Толкование слова феодосий автор жития александра ошевенского
Определение термина феодосий автор жития александра ошевенского
feodosiy avtor zhitiya aleksandra oshevenskogo это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):