Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - житие андрея юродивого

 

Житие андрея юродивого

Житие Андрея Юродивого – переведенный с греческого памятник, повествующий о любимом слуге византийского вельможи, скифе, принявшем христианство и многому обучившемся. Но Андрей «обуял», и хозяин изгнал его. В центре сюжета Ж. – рассказ о поступках и эсхатологических пророчествах Андрея Юродивого, тематически зависящий от пророчеств Даниила. В свою очередь это Ж. оказало влияние на апокрифическое «Откровение» Мефодия Патарского.

Славянский перевод Ж. получил широкое распространение в древнерусской литературе. Старшие из известных нам списков относятся к кон. XIV – нач. XV в. (ЦГАДА, ф. 381, № 182) и к XV в. (ГИМ, Синод. собр., № 924/152 и 925/153; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 780; собр. МДА, № 684; ГПБ, Q.I.1143; Солов. собр., № 500/216; 501/214; 502/215 и др.), однако в прологах (см. Пролог) начиная с XIII в. выписки из Ж. читаются под 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 16 и 25 октября. В сборниках читаются фрагменты из Ж. – сказания о видении Андрея и Епифания, «како видеста на въздусе святую богородицу» (нач.: «Страшно и чюдно видение честною святцю Андрея и Епифания...»), «о святем Андрее, како ся ему створи Христа ради похабьство» (нач.: «При Лве цари велицем бе мужь в Коньстянтинеграде...»), «Слово о святем Андрее Уродивем» (нач.: «По явлении же первем в другую нощь блаженный Андрей...»), «Слово святаго Андрея о тате гробнем» (нач.: «В Констянтинеграде преставися дщи некоего боярина...»), «Слово о святем Андрее, како виде богатаго умерша» (нач.: «Святому Андрею ходящу на духовное свое дело...»). Рассказ Ж. о видении богоматери Андрею и Епифанию во Влахернской церкви явился основой целого цикла русских памятников, посвященных празднику Покрова (см. Слова на Покров).

Изд.: Срезневский И. И. 1) Разбор сочинения К. Невоструева «Слово св. Ипполита об антихристе...». – В кн.: Отчет о пятнадцатом присуждении наград графа Уварова. СПб., 1874, с. 359–360; 2) Сведения и заметки, № 87; ВМЧ, октябрь, дни 1–3. СПб., 1870, с. 42–45, 80–237, 239–240, 792; октябрь, дни 4–18. СПб., 1874, с. 796, 1047; октябрь, дни 19–31. СПб., 1880, с. 1885–1886.

Лит.: Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 87–96, 104, 105, 135–140; Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русских литературах: Исслед. и тексты. М., 1897, с. 175, 186–188, 190, 194, 196–204; Яцимирский А. И. Из истории апокрифов и легенд в южнослав. письменности. – ИОРЯС за 1909 г., 1910, т. 14, кн. 3, с. 140–143; Панченко А. М. Юродство как зрелище. – В кн.: Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976, с. 104–183 (то же в кн.: Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 81–116).

О. В. Творогов

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое житие андрея юродивого
Значение слова житие андрея юродивого
Что означает житие андрея юродивого
Толкование слова житие андрея юродивого
Определение термина житие андрея юродивого
zhitie andreya yurodivogo это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):