Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - житие григория пельшемского

 

Житие григория пельшемского

Житие Григория Пельшемского – памятник вологодской агиографии, повествующий об основателе Пельшемского (Лопотовского) монастыря. Единственным указанием на дату создания Ж. служит замечание второй редакции о том, что кончина святого (умер, согласно Ж., 30 сентября 1449 г.) описана со слов инока Тихона, который прежде служил Григорию, а после его смерти постригся в Пельшемском монастыре. На основании того, что Ж. выражается о Тихоне как об уже умершем («бе некий мних, именем Тихон»), а о прижизненных чудесах святого автор замечает, что они «множества ради, паче же и пред многими леты бывша писанию не предашася», В. О. Ключевский предполагает, что Ж. было создано в конце XV или начале XVI в. (Списки сохранились с середины XVI в.). Автор Ж. неизвестен. Сходство в рассказе о пребывании Григория в Сосновце с таким же рассказом в Житии Дионисия Глушицкого навело Филарета на предположение, что автором Ж., как и Жития Дионисия, был глушицкий инок Иринарх (Обзор, № 104, с. 118). Но возможно, что автор одного из этих житий заимствовал данный рассказ у автора другого жития. Полного текстологического исследования Ж. нет. Известные списки позволяют говорить о трех его редакциях. Первая («Месяца сентября в 30 день. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Григория чюдотворца игумена в Лопотове Пельшемскаго (или: на Пельшме реце жившаго)»; нач.: «Добро убо и полезно зело иже божественных мужь жития почитати и проповедати велегласно...») представлена списками ГБЛ, собр. Ундольского, № 298 (XVII в.), ГПБ, Соф. собр., № 1470 (2-я пол. XVI в.). Эта же редакция читалась, по словам Н. Коноплева (Святые Вологодского края, с. 60), в сборнике Вологодского кафедрального собора № 3 (л. 210–225), местонахождение которого в настоящее время неизвестно. Ключевский ошибочно отнес к этой же редакции Ж. в составе Великих Миней Четиих по Успенскому списку, где в действительности читается вторая редакция. Вторую редакцию («В той же день. Житие и подвизи и от чюдес похваление преподобнаго отца нашего игумена Григория чюдотворца Пельшемскаго. Благослови, отче», нач.: «Добро убо и полезно зело, иже божественных мужей житие повествовати...») можно назвать «Минейной», поскольку она входит в различные сборники четьих-миней под 30 сентября: в ВМЧ по Успенскому и Царскому списку (соответственно ГИМ, Синод. собр., № 986, л. 983–988 и Синод. собр., № 174, л. 1073–1111), в Тулуповские минеи четьи (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 665, 1627 г.), в еще одну сентябрьскую минею из собрания Троице-Сергиевой лавры (№ 664, 1657 г.), в Милютинские минеи четьи (ГИМ, Синод. собр., № 797). Эта же редакция читается в Прологе под 30 сентября. В Милютинских минеях и в Прологе предисловие отсутствует, и Ж. начинается непосредственно с повествования о святом: «Сей преподобный отец наш Григорий от славнаго града Галича, от благочестиваго корене израсте доброплодная розга от славных родителей болярска роду».

Две указанные редакции существенно различаются между собой. Ключевский, в частности, пишет: «Одна из них с предисловием, 3 или 7 посмертными чудесами и длинным похвальным словом; другая без предисловия, с 8 чудесами и более краткой похвалой святому». Однако предисловие отсутствует, как уже говорилось, не во всех списках второй («Минейной») редакции. Кроме того, более распространенная похвала святому – это особенность не первой, а второй редакции, в которой похвала включает в себя краткий пересказ Ж. Бесспорными приметами первой редакции являются следующие: она начинается с рассказа о том, как родители Григория пытались склонить его к женитьбе и как после смерти родителей Григорий раздал все немалое родительское имущество (род Лопотовых был одним из богатых в Галиче) и ушел в Богородицкий монастырь на берегу Галицкого озера, где и постригся. Вторая редакция ничего не говорит ни о предполагавшейся женитьбе, ни о смерти родителей Григория, а местом пострижения Григория называет монастырь Макария Желтоводского. Расходятся редакции и в дальнейших сведениях о святом (см. об этом: Ключевский. Древнерусские жития, с. 196–197; Коноплев. Святые Вологодского края, с. 60–64).

Сравнение двух указанных редакций заставляет думать, вслед за Ключевским, что первая редакция первична. Она более детально и конкретно описывает жизнь Григория, тогда как вторая обобщает подробности и повествует о святом более абстрактно (правда, наряду с этим во второй редакции добавлены некоторые новые сведения). Кроме того, автор второй редакции допустил некоторые ошибки, внес в текст противоречия. Например, во второй редакции в рассказ о приходе Григория к Шемяке, осадившему Вологду, вставлено сообщение о том, что Григорий пришел вначале «во град», а затем шел к Шемяке. В связи с этим возникла двусмысленность: то ли Григорий посетил Вологду перед тем, как идти к Шемяке, находившемуся вне города (что, видимо, и имелось автором в виду), то ли он посетил Шемяку в Вологде, как и понял Ключевский, укоривший автора жития в противоречии самому себе: «согласно с своим источником (Житием Димитрия Прилуцкого. – Л. С.) он говорит, что Шемяка осаждал город безуспешно, и однако тут же замечает, что святой приходил к князю во град» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 198).

В списке XVI в. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 693 сохранилась третья редакция Ж., оставшаяся неизвестной Ключевскому и другим исследователям. Она совмещает в себе приметы первой и второй редакций. Однако промежуточной между ними ее нельзя признать по следующим причинам. Во-первых, текст этот сильно сокращен; в нем нет многих из тех сведений, которые есть в первой и второй редакциях. Во-вторых, что важнее, в нем есть свидетельство того, что его составитель пользовался текстом не только первой, но и второй редакции. Дело в том, что первая редакция рассказывает лишь об одном случае, когда Григорий выступал обличителем князя, творящего неправду. Эпизод обличения Дмитрия Шемяки, осаждавшего Вологду и разорявшего ее окрестности, приурочен здесь к 1430 г. Во второй редакции перед этим рассказом вставлено сообщение о хождении Григория в Москву с целью обличения Юрия Дмитриевича, отнявшего великокняжеский престол у своего племянника Василия II. При этом сообщение о хождении Григория в Москву во второй редакции датируется 1431 г., а датировка второго рассказа связана с датировкой первого: «В та же лета». В третьей редакции рассказ о хождении Григория в Москву отсутствует, наряду со многими другими сведениями о святом, а датировка происшедшего под Вологдой дана, тем не менее, как во второй редакции: «В та же лета». Это дает основание рассматривать третью редакцию как сокращенно-контаминированную.

Как уже говорилось, Ж. Григория имеет текстуальные совпадения с Житием Дионисия Глушицкого. Кроме того, автор использовал Житие Димитрия Прилуцкого – в частности, при составлении похвалы Григорию (Ключевский. Древнерусские жития, с. 197).

Изд.: Пролог. М., 1659, 30 сентября (и последующие изд.); ВМЧ, Сентябрь, дни 25–30, СПб., 1883, стб. 2268–2296; Памятники др.-рус. церк.-учит. лит. Вып. 2. Славяно-русский пролог. Ч. 1. Сентябрь – декабрь / Под редакцией А. И. Пономарева. СПб., 1896, с. 28–30.

Лит.: Амвросий. История российской иерархии. М., 1813, т. 5, с. 21–22; Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1856, с. 81–82; Ключевский. Древнерусские жития, с. 196–198; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. Вологда, 1880, с. 279–298; Барсуков. Источники агиографии, стб. 138–139; Строев. Словарь, с. 326–327; Филарет. 1) Русские святые, чтимые всею церковью или местно. 3-е изд. СПб., 1882, т. 3, с. 171–175; 2) Обзор, с. 154; Коноплев Н. Святые Вологодского края // ЧОИДР, 1895, кн. 4, с. 60–64; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 199–202; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 177–181.

Л. В. Соколова

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое житие григория пельшемского
Значение слова житие григория пельшемского
Что означает житие григория пельшемского
Толкование слова житие григория пельшемского
Определение термина житие григория пельшемского
zhitie grigoriya pelshemskogo это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):