Краткие содержания произведений - джон баньян - путешествие пилигрима
Джон баньян - путешествие пилигрима
Толкователь.Поблагодарив Толкователя и продолжив свой путь. Христианин вскоре завидел впереди холм,
увенчанный Крестом. Едва он поднялся ко Кресту, как бремя грехов скатилось с его плеч и сгинуло вмогиле, зиявшей у подножия холма.Здесь же, у Креста, три ангела Господня обступили Христианина, сняли с него дорожное рубище иобрядили в праздничные одежды. Наставив на дальнейший путь, ангелы вручили ему ключ Обетования исвиток с печатью, служащий пропуском в Небесный Град.По дороге Христианину попадались другие пилигримы, по большей части недостойные избранной имистези. Так, встретились ему Формалист и Лицемер из страны Тщеславие, державшие путь на Сион заславою. Они стороною миновали Тесные врата, ибо в их стране принято ходить кратчайшим путем —будто бы не про них сказано: «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор иразбойник».Когда надо было перевалить через гору Затруднение, формалист с Лицемером избрали удобные на вид,
ровные обходные дороги — одна звалась Опасность, а другая Погибель — и на них пропали.У самой вершины горы Христианину встретились Робкий и Недоверчивый; эти пилигримы убоялисьопасностей, коими чревата дорога в Небесный Град, и по малодушию решили повернуть назад.С первой опасностью Христианин столкнулся у входа в чертог Великолепие: по сторонам тропы здесьбыли прикованы два грозных льва. Христианин оробел было, но тут привратник попрекнул егомаловерием, и он, собравшись с духом, целым-невредимым прошел точно посредине между рыкающимитварями.Отвага Христианина была вознаграждена радушным приемом в чертоге и долгой, затянувшейся заполночь, проникновенной беседой с обитавшими в нем девами Мудростью, Благочестием и Милосердием овеличии и благости Хозяина, созиждевшего сей чертог. Наутро хозяева проводили Христианина в путь,
снарядив бронею и оружием, что не стареет и не снашивается вовек.Без этих оружия и брони несдобровать было бы Христианину в долине Унижения, где путь емупреградил ужасающего обличия ангел бездны Аполлион, ярый враг Царя, Которому служил Христианин.
Пилигрим отважно вступил в поединок с супостатом и с именем Господним на устах одержал верх.Далее путь Христианина лежал долиной Смертной Тени, где в кромешной тьме ему пришлось ступать поузкой тропе между страшной трясиной и бездонной пропастью, минуя вход во ад. Благополучно онминовал и вертеп великанов Язычество и Папство, в былые времена, пока они еще были сильны, сплошьусеявших окрестности костьми путников, попавшихся в их лапы.За долиною Смертной Тени Христианин нагнал пилигрима по имени Верный, который, как и Христианин,
прошел Тесными вратами и успел уже выдержать не одно испытание. Найдя друг в друге достойныхспутников, Христианин с Верным решили продолжить путь вместе. Так они шли, пока не завидели вдаликакой-то город.Тут им навстречу вышел знакомый обоим Евангелист и сказал, что в городе этом один из них приметмученическую кончину — примет её на благо себе: он раньше вступит в Небесный Град, а кроме того,
избегнет скорбей, уготованных оставшемуся в живых. Звался тот град Суета, и круглый год шла здесьярмарка. Выбор товара был огромен: дома, имения, должности, титулы, царства, страсти, удовольствия,
плотские утехи, богатые жены и мужья, жизнь тела и души; круглосуточно бесплатные зрелища:
воровство, убийство, прелюбодеяние, клятвопреступление… Освещена же ярмарка была зловещимбагровым светом.На зазывы продавцов пилигримы отвечали, что ничего им не нужно, кроме истины. Эти слова вызвалисреди торгующих взрыв негодования. Как возмутители спокойствия Христианин с Верным былипривлечены к суду, на котором против них свидетельствовали Зависть, Суеверие и Угодничество.По неправедному приговору Верный был жестоко казнен, Христианину же удалось бежать. Но недолгопришлось ему идти в одиночестве — его нагнал Уповающий из города Суета, которого заставилопуститься в путь зрелище кончины Верного; так всегда смерть свидетеля истины воздвигает новыхпоследователей Христа.Завидя удобную тропу, идущую вроде бы точно вдоль их дороги, Христианин уговорил Уповающегоперейти на нее, что чуть было не погубило обоих: идя удобной тропою, пилигримы очутились у замкаСомнение. Замок принадлежал великану Отчаяние, который пленил их и принялся мучить, подговариваяналожить на себя руки и тем прекратить страшные мучения.Христианин был уже готов внять Отчаянию, но Уповающий напомнил ему заповедь «Не убий», ТутХристианин вспомнил о врученном ангелами ключе Обетование и разомкнул им запоры узилища.Скоро пилигримы уже были в Отрадных горах, с вершин которых смутно виднелись ворота НебесногоГрада. Пастухи Познание, Опытный, Бдительность и Искренний дали Христианину с Уповающим подробноеописание пути к ним.Имея полученное из верных рук описание, путники все же последовали за чернокожим человеком всияющей одежде, посулившим проводить их к Небесному Граду, но заведшим в хитро расставленные сети.
Из сетей пилигримов высвободил Ангел Божий, который пояснил, что они попались в ловушкуСоблазнителя, иначе — Лжеапостола.Далее Христианин и Уповающий шли чудной страной Сочетания, о которой говорил пророк Исаия икоторую Господь называет Своею. Воздух здесь был напоен дивными ароматами и звенел от чарующегопения птиц. Все отчетливее и отчетливее взорам путников открывался вожделенный Небесный Град. Ивот они вышли к реке, которую им непременно предстояло перейти, — лишь двое, Енох и Илия, попали вНебесный Иерусалим, миновав её.Едва пилигримы вступили в воды реки, как Христианин стад тонуть и возопил словами Псалмопевца:
«Я тону в водах глубоких, и волны накрывают меня с головой! Ужас смерти овладел мною!»Но Иисус Христос не оставил верных Своих, и они благополучно вышли на противоположный берег. Уворот Небесного Града пилигримов встретило воинство Ангелов; небесный хор грянул песнь:
«Блаженны званные на брачную вечерю Агнца».Пилигримы вошли в ворота и за ними вдруг преобразились и облеклись в одеяния, сверкающие словнозолото. Ангелы, которых было здесь великое множество, воспели: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!»И было благочестивому человеку другое видение, в котором открылась ему судьба Христианы, непожелавшей некогда последовать за мужем.Лишь только муж перешел реку Смерти, женщина эта стала обдумывать свое прошлое и будущее; еётяготило бремя вины — ведь не только себе, но и детям она помешала вступить в Жизнь Вечную.Как-то во сне видела она Христианина, стоящего меж бессмертными и играющего на лире предГосподом. А наутро в её дверь постучал гость по имени Тайна и передал приглашение ХозяинаНебесного Града прийти к Его трапезе.Соседки осмеяли Христиану, когда узнали, что она отправляется в опасный путь, и только одна,
звавшаяся Любовь, вызвалась идти вместе с нею.За Тесными вратами Христиану с детьми и с Любовью приветствовал Сам Господь. Он указал путь, покоторому прошел Он и который предстояло преодолеть им.На этом пути женщин с детьми ожидали такие грозные опасности, что Толкователь счел нужным датьим в проводники своего слугу по имени Дух Мужества. Он не раз выручал путниц, ограждая их отстрашных великанов и чудовищ, без числа сгубивших пилигримов, ступивших на ведущую к НебесномуГраду стезю не через Тесные врата,Повсюду, где ни проходила Христиана со спутниками, она слышала восхищенные рассказы о славныхподвигах мужа и его товарища Верного. За время пути сыновья её взяли в жены дочерей благочестивыхлюдей и у них родились дети. Младенцев, внуков Христианы и Христианина, пилигримы вручили навоспитание Пастырю, пасшему свои стада на Отрадных горах, а сами спустились в страну Сочетания.
Здесь, среди дивных садов, осенявших берега реки Смерти, они оставались до тех пор, пока кХристиане не явился ангел с вестью, что Царь ожидает её явления к Себе через десять дней.В должный срок Христиана с радостью и благоговением вступила в реку; на том берегу уже ждалаколесница, чтобы принять её и отвезти в Небесный Град.
См. также:
Н Г Чернышевский Что Делать?, Альбер Камю Падение, М Е Салтыков-щедрин Благонамеренные Речи, Другой Автор Повесть Временных Лет, Древнерусская Литература Житие Протопопа Аввакума Им Самим Написанное, Станюкович К М Человек За Бортом