Краткие содержания произведений - джордж байрон - дон жуан
Джордж байрон - дон жуан
поэт сумел осуществить не более двух третей своего обширного замысла (задумывался эпос в 24 песнях,
и автор предполагал показать жизнь своего героя в Германии, Испании, Италии, а закончитьповествование гибелью Жуана во Франции в период Великой французской революции).В первой песне сочными сатирическими мазками поэт набрасывает эскиз существования достаточноординарного дворянского семейства в Севилье во второй половине XVIII столетия, воссоздаваясословное и семейное окружение, в каком только и мог произойти на свет будущий неукротимыйпокоритель женских сердец. Опыт побывавшего в Испании создателя «Чайльд Гарольда» не мог несослужить Байрону доброй услуги: образы жизнелюбивого, оптимистичного дона Хосе и его«высоколобой» томной и чопорной супруги доны Инесы кажутся нарисованными кистью какого-нибудь изфламандских мастеров жанровой живописи. Лукавый автор ни на минуту не теряет из виду и нравысовременной ему британской аристократии, акцентируя, в частности, превалирующее в севильскомбогатом доме ощущение лицемерия и ханжества. Шестнадцатилетний молодой герой проходит первыеуроки эротического воспитания в объятиях лучшей подруги матери — молодой (она всего на семь летстарше юноши) доны Юлии, жены дона Альфонсо, которого в былые годы связывали, намекает автор, сматерью Жуана, узы не вполне платонической дружбы. Но вот случается непоправимое: ревнивый донАльфонсо обнаруживает подростка в спальне жены, и родители Жуана, стремясь избежатьвеликосветского скандала, отправляют своего отпрыска в длительное морское путешествие.Корабль, плывущий в Ливорно, терпит крушение, и большинство пассажиров гибнет в волнах во времяжестокой бури. При этом Жуан теряет своего слугу и наставника, а его самого, изможденного, безсознания, волной выбрасывает на берег неведомого острова. Так начинается новый этап егобиографии — любовь к прекрасной гречанке Гайдэ.Пленительно прекрасная девушка, живущая с отцом-пиратом в изоляции от внешнего мира, находит напобережье сказочно красивого юношу и дарит ему свою любовь. Гайдэ неведомы расчет и двуличие:
«Гайдэ — как дочь наивная природы / И неподдельной страсти — родилась / Под знойным солнцем юга,
где народы / Живут, любви законам подчинись. / Избраннику прекрасному на годы / Она душой и сердцемотдалась, / Не мысля, не тревожась, не робея: / Он с нею был — и счастье было с нею!»Однако, как и всякая утопия, эта безоблачная полоса в жизни героев скоро прерывается: отец Гайдэ,
слывший погибшим в одной из своих контрабандистских «экспедиций», возвращается на остров и, невнемля мольбам дочери, связывает Жуана и отправляет его с другими пленниками на рынок рабов вКонстантинополь. А потрясенная пережитым девушка впадает в беспамятство и спустя некоторое времяумирает.Жуан, в свою очередь, вместе с товарищем по несчастью — британцем Джоном Джонсоном, служившим вармии Суворова и взятым в плен янычарами, оказывается продан в гарем турецкого султана.
Приглянувшийся любимой жене султана, красавице Гюльбее, он скрыт в женском платье средиочаровательных одалисок и, не ведая об опасности, «навлекает» на себя благосклонность одной изних — прекрасной грузинки Дуду. Ревнивая султанша в ярости, но, подчиняясь соображениям трезвогорасчета, вынуждена помочь Жуану и его другу Джонсону, вместе с двумя невезучими наложницами,
бежать из гарема.Атмосфера пряной эротической резиньяции резко меняется, когда беглецы оказываются врасположении русских войск, под командованием фельдмаршала Суворова штурмующих турецкуюкрепость Измаил на Дунае (песни 7—8-я).Эти страницы романа поистине захватывают — не потому только, что стремившийся придатьмаксимальную историко-документальную достоверность своему повествованию Байрон весьма подробнои колоритно характеризует бесстрашного русского полководца (кстати, в этих эпизодах находитсяместо и будущему победителю Наполеона Кутузову), но прежде всего потому, что в них сполнавыразилось страстное неприятие Байроном антигуманной практики кровопролитных и бессмысленныхвойн, составлявших значимую — зачастую ведущую — часть внешней политики всех европейскихдержав. Байрон-антимилитарист по обыкновению далеко обгоняет собственное время: боготворясвободу и независимость и воздавая должное отваге и таланту Суворова, его простоте и демократизму
(«Признаться вам — Суворова я сам / Без колебаний чудом называю» ), он говорит решительное «нет»монархам-завоевателям, ради эфемерной славы бросающим в жерло чудовищной бойни тысячичеловеческих жизней. «Но, в сущности, лишь войны за свободу / Достойны благородного народа».Под стать автору и герой: по неведению проявляющий чудеса героизма при осаде крепости Жуан, нисекунды не колеблясь, спасает от рук разъяренных казаков пятилетнюю турецкую девочку и вдальнейшем отказывается расстаться с ней, хотя это и препятствует его светской «карьере».Как бы то ни было, его награждают русским орденом за отвагу и командируют в Петербург с депешейСуворова императрице Екатерине о взятии неприступной турецкой твердыни.«Русский эпизод» в жизни испанского героя не слишком продолжителен, однако сообщаемое Байрономо нравах и обычаях российского двора достаточно подробно и красноречиво свидетельствует обогромной работе, проделанной поэтом, никогда не бывавшим в России, но искренне и непредвзятопытавшимся понять природу русского самодержавия. Интересна и неоднозначная характеристика,
даваемая Байроном Екатерине, и недвусмысленно-неприязненная оценка поэтом фаворитизма,
процветающего, впрочем, не при одном лишь императорском дворе.Блестящая карьера любимца русской государыни, «засветившая» Жуану, скоро оказывается прервана:
он заболевает, и всесильная Екатерина, снабдив красивого юношу верительными грамотамипосланника, отправляет его в Англию.Миновав Польшу, Пруссию, Голландию, этот баловень судьбы оказывается в отечестве поэта, которыйбез обиняков высказывает свое весьма далекое от официозного отношение к роли, какую играетслывущая «свободолюбивой» Британия в европейской политике («она — тюремщик наций…» ).И вновь жанровая тональность рассказа меняется (с песни 11-й до 17-й, на которой и прерываетсяроман). Собственно «пикарескная» стихия торжествует здесь только в коротком эпизоде нападения наЖуана уличных грабителей на лондонской улице. Герой, впрочем, без труда выходит из положения,
отправляя одного из напавших на тот свет. Дальнейшее — вплотную предвосхищающие пушкинского«Онегина» картинки великосветской жизни столичного и сельского Альбиона, свидетельствующие и овозрастающей глубине байроновского психологизма, и о присущем поэту несравненном мастерствеязвительно-сатирического портрета.Трудно уйти от мысли, что именно эту часть повествования автор полагал центральной для своегограндиозного замысла. Едва ли случайно в начале этой полосы в существовании персонажа поэт«проговаривается» : «Двенадцать песен написал я, но / Все это лишь прелюдия пока».К этому моменту Жуану двадцать один год. Молодой, эрудированный, обаятельный, он недаромпривлекает к себе внимание молодых и не столь молодых представительниц прекрасного пола. Однакоранние тревоги и разочарования заронили в нем вирус усталости и пресыщения. Байроновский ДонЖуан, быть может, тем разительно и отличается от фольклорного, что в нем нет ничего«сверхчеловеческого».Став объектом сугубо светского интереса со стороны блестящей аристократки леди АделиныАмондевилл, Жуан удостаивается приглашения погостить в роскошном загородном имении лордаАмондевилла — красивого, но поверхностного представителя своего сословия, стопроцентногоджентльмена и страстного охотника.Его жена, впрочем, тоже плоть от плоти своей среды с её нравами и предрассудками. Испытываядушевное расположение к Жуану, она не находит ничего лучшего, как… приискать своемуровеснику-иностранцу подобающую невесту. Он, со своей стороны, после долгого перерыва, кажется,
по-настоящему влюбляется в юную девушку Аврору Рэби: «Она невинной грацией своей / Шекспирагероинь напоминала».Но последнее никак не входит в расчеты леди Аделины, успевшей присмотреть для юноши одну изсвоих великосветских подруг. С ней-то в ночной тишине старинного сельского особняка исталкивается герой на последних страницах романа.Увы, судьба помешала поэту продолжить повествование…
См. также:
Байрон Дж-г Дон Жуан, Мольер Дон Жуан, Или Каменный Гость, Макс Фриш Дон Жуан, Или Любовь К Геометрии, Белинский В Г О Русской Повести И Повестях Гоголя, Белинский Вг Сочинения Александра Пушкина, Андреев Лн Поэма Без Героя Триптих