Краткие содержания произведений - джордж байрон - каин
Джордж байрон - каин
изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель,
дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей. Противнерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню,
инстинктивно восстает Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимоестремление во всем «дойти до самой сути». Он вполне искренен, признаваясь:
«Я никогда не мог согласовать / Того, что видел, с тем, что говорят мне». Егоне удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагиевеления: «У них на все вопросы / Один ответ: „Его святая воля, / А он есть благ“.
Всесилен, так и благ?»Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам.
Размышляющий Каин остается один. Он чувствует приближение некоего высшего существа, которое«величественней ангелов», которых Каину доводилось видеть в окрестностях рая. ЭтоЛюцифер.В трактовке образа вечного оппонента предвечного, низринутого с небесных высейи обреченного на беспрестанные скитания в пространстве, но несломленного духом, всегоотчетливее проявилось дерзновенное новаторство Байрона — художника и мыслителя. Вотличие от большинства литераторов, так или иначе касавшихся этой темы, автор мистериине проявляет ни малейшей предвзятости; в его видении Сатаны нет и тени каноническойстереотипности. Симптоматично, что Люцифер Байрона не столько дает прямые ответы на вопросы,
которыми засыпают его Каин и вернувшаяся зачем-то Ада, сколько внушает им мысльоб императивной необходимости вечного вопрошания, о спасительности познания как ключак бессмертию духа. Всем своим поведением он опровергает ходячее представление о себе какнизком, корыстном искусителе. И Каин не в силах не поверить ему, когда тотнедвусмысленно заявляет: «Ничем, / Помимо правды, я не соблазняю».Терзаемыйпроклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всегосущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения. Тот предлагает емусовершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тотвернется домой.Неистощимая по изобретательности романтическая фантазия Байрона находитвыражение во втором акте мистерии, развертывающемся в «бездне пространства». ПодобноДанте и Вергилию в «Божественной комедии», только в специфической романтическойритмике и образности, отчасти навеянной величественностью мильтоновской барочной поэтики, ониминуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки,
а заветный Эдем — меньше булавочной головки. Каину открывается беспредельностьпространства и бесконечность времени. Люцифер невозмутимо комментирует: «Есть многое, чтоникогда не будет / Иметь конца… / Лишь время и пространство неизменны, / Хотя и переменытолько праху / Приносят смерть».На неисчислимом множестве планет, пролетающих передих взорами, узнает ошеломленный Каин, есть и свои эдемы, и даже люди «иль существа, чтовыше их». Но его любопытство неутолимо, и Люцифер показывает ему мрачное царство смерти.
«Как величавы тени, что витают / Вокруг меня!» — восклицает Каин, и Сатана открываетему, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разуманамного их превышавшие. Иегова покончил с ними «смешением стихий, преобразивших / Лицоземли». Перед ними проплывают призраки левиафанов и тени существ, которым нет названия.
Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедамии катастрофами, которые ещё грядут, которым суждено выпасть на долю адамова рода. Каинопечален: он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, все сущееподвержено гибели. И он вновь просит Сатану открыть ему тайну смерти. Тот отвечает, что сынАдама пока ещё не в силах постичь её; надо лишь уразуметь, что смерть — врата. «Каин.
Но разве смерть их не откроет? /Люцифер. Смерть — / Преддверие. /Каин. Так, значит,
смерть приводит / К чему-нибудь разумному! Теперь / Я менее боюсь её».Каин сознает, чтоего «проводник» по неисчислимым мирам, затерянным во времени и пространстве,
не уступает мощью всесильному Иегове. Но разве сам Люцифер — не орудье Божие?Итут Сатана взрывается. Нет и ещё раз нет: «Он победитель мой, но не владыка… /…Не прекратится / Великая нещадная борьба, / Доколе не погибнет Адонаи / Иль враг его!»И на прощание дает ему совет: «Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания — вашразум: / Так пусть он не трепещет грозных слов / Тирана, принуждающего верить / Наперекори чувству и рассудку. / Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтобвнешнего не видеть: / Сломи в себе земное естество / И приобщись духовномуначалу!»Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела,
отведенного Иеговой людям, — таков прощальный урок, преподанный героюСатаной.Вернувшись к близким, Каин застает их за работой: они готовят алтарик жертвоприношению. Но жертвоприношение — знак смирения перед уделом, заранееуготованным и несправедливым; против него-то и восстает вся страстная, неукротимаянатура Каина: «Я сказал, / Что лучше умереть, чем жить в мученьях / И завещатьих детям!»От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребенка; мягко,
но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.И тут впервыенапоминает о себе не присутствующий на сцене, но неизменно напоминающий о себеперсонаж мистерии — Бог: он благосклонно принимает закланного младшим братом, скотоводомАвелем, агнца и далеко раскидывает по земле плоды — жертву земледельца Каина. Авельневозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары вседержателю. «Каин. Так егоотрада — / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ,
умиравших под твоим / Ножом благочестивым! Прочь с дороги!»Авель стоит на своем,
твердя: «Бог мне дороже жизни». В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает егов висок головней, схваченной с жертвенника.Авель умирает. На стоны медленноосознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян; Ева проклинаетего. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть этиместа.С Каином остается только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчетныхдней, братоубийце предстоит пережить ещё одно испытание. С небес спускается ангел Господеньи налагает на его чело неизгладимую печать.Они собираются в нелегкий путь.
Их место — в безрадостной пустыне, «к востоку от рая». Раздавленный своимпреступлением Каин не столько выполняет волю отца и Иеговы, сколько сам отмеряет себе каруза грех. Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает в его душе: «Каин.
О, Авель, Авель! /Ада. Мир ему! /Каин. А мне?»Эти слова завершают пьесу Байрона,
трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримогобогоборчества.
См. также:
Байрон Дж-г Каин, Михаил Булгаков Кабала Святош (мольер), Булгаков Ма Кабала Святош, Ивлин Во Пригоршня Праха, Даррел Говорящий Сверток, Фридрих Гёльдерлин Гиперион, Или Отшельник В Греции