Античная философия - диоген вавилонский
Диоген вавилонский
От сочинений Д. сохранились незначительные фрагменты. Известны: 1) логические: «О звучащей речи» (Περὶ φωνῆς D. L. VII55), «Диалектика» (Διαλεκτικὴ τέχνη Ibid. 71), «О риторике» (Philod. De rhet. V. I p. 329 ел. Sudh.); 2) физические: «О ведущей части души» (Περὶ τοῦ τῆς ψυχῆς ηγεμονικού Galen. PHP II 8), «Об Афине» (Philod. De piet. 15; Cic. Nat. D. I 41), «Мантика» (Cic. Divin. I 6); 3) этические: «Этика» (Epict. Diss. II 19,14), «О благородном происхождении» (Athen. IV 168 e), «О законах» (Athen. XII 526 c); 4) прочие: «О музыке» (Philod. De mus. p. 5 ел. К.).
В сочинениях Д. затрагивались, вероятно, почти все основные и многие вспомогательные вопросы стоического учения. В большей степени традиционалист, чем новатор, Д. тем не менее уточнял и прояснял школьные определения, а в некоторых случаях предлагал собственные. Вероятно, именно при Д. процесс оформления раннестоической традиции окончательно завершился. Трактат «О звучащей речи» служил Диоклу Магнесийскому, а затем Диогену Лаэртию источником нормативных формулировок в области грамматики, морфологии, речевой стилистики и т. д. (D. L. VII56 ел.). Логике в узком смысле посвящена «Диалектика», где Д., насколько можно судить, следовал Хрисиппу (напр., в области классификации высказываний Ibid. 71).
Физические воззрения Д. достаточно каноничны хотя он, возможно, подвергал сомнению (как и Зенон из Тарса) догму о «воспламенении» (Philo. Aetern. 15). В трактате «О ведущем начале души» Д. поддержал Зенона и Хрисиппа, помещавших это начало в сердце (Galen. PHP II 5 ел.). В теологии Д. развивал аргументы основателя школы: богов почитать разумно, почитать несуществующее неразумно, следовательно, боги существуют (Sext. Adv. math. IX 133-134). Специально занимался аллегорезой -в трактате «Об Афине» рождение богини из головы Зевса трактовалось как определенного рода физический процесс (Cic. Nat. D. I 41), и мантикой (Cic. Divin. I 6; 84; II 90).
В основных вопросах этики Д., как правило, верен школьной догме (напр., традиционному учению о благе, зле и безразличном, добродетели и т. д. Epict. II 19, 13; Cic. De fin. III 33; 49 ел.). Вместе с тем, он предложил и некоторые новшества. Желая, как впоследствии Антипатр и Архедем, подчеркнуть значение разумного выбора, Д., возможно впервые, ввел термин Βόσις, понимая под ним суждение, придающее избранному статус «ценного» и «соответствующего природе» (Stob. II 7, 7f, p. 84, 4 Wachsm.). Конечную цель Д. определял как «благоразумие в выборе того, что соответствует природе» (D. L. VII 88; Clem. Strom. II 21). Возможно, это первый признак заметного в послехрисипповой Стое желания каким-то образом расширить понятие блага за счет «первичного по природе». С этим согласуется попытка Д. допустить коррекцию выбора на основе критерия полезности, если это не изменяет природы самого выбора (Cic. De off. Ill 50 ел.).
Кроме того, Д. занимался теорией общества и государства, риторикой, музыкой. В соч. «О законах» и «О благородстве» он, по-видимому, развивает концепцию «естественного закона». В трактате «О риторике» разбирает специальные технические вопросы, но также проводит мысль о том, что мудрец является наилучшим оратором и что он должен ставить свое искусство на службу отечеству. Фрагменты трактата «О музыке» (в одноименном соч. Филодема) свидетельствуют о знакомстве Д. с теоретической и исторической сторонами этой тематики.
В числе самых известных учеников Д. (ср. Athen. V 186 а: «диогенов-цы») были Антипатр и Архедем из Тарса; весьма вероятно, что Д. слушал и Панетий. В восприятии позднейших авторов Цицерона, Плутарха (St. rep. 2, 1033d), Эпиктета (Diss. II19, 13), Галена — имя Д. стояло в одном ряду с именами основателей стоической школы.
Фрагм.: SVF III, р. 210-243 (fr. 1-126).
Лит.: Bonhöffer Α. Die Telosformel des Stoikers Diogenes, Philol 67, 1908, S. 582-605; Schäfer M. Diogenes als Mittelstoiker, Ibid. 91, 1936, S. 174-196; LongA. A. Carneades and the Stoic Telos, Phronesis 12, 1967, p. 59-90; DumonîJ. P. Diogène de Babylone et la preuve ontologique, RPh, 1982, p. 389-395; Idem. Diogène de Babylone et la déesse Raison. La Métis des stoïciens, -BAGB 1984, p. 260-278; ObbinkD., Van der Waerdt P A. Diogenes of Babylon: the Stoic Sage in the City of the Fools, GRBS 32, 1991, p. 355-396; Delattre D. Speusippe, Diogène de Babylone et Philodème, CronErc 23, 1993, p. 67-86; Brunschwig J. Did Diogenes of Babylon invent the Ontological Argument? Idem. Papers in Hellenistic Philosophy. Camb., 1994, p. 170-189.
А. А. СТОЛЯРОВ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008