Античная философия - ипполит римский
Ипполит римский
История текста и авторство. Соч. «Опровержение всех ересей» (Κατὰ πασῶν αἱρέσεων ἔλεγχος) дошло в 2-х частях. 1-я часть (кн. I) впервые была напечатана в 1701; следуя указаниям рукописей, ее автором считали Оригена Александрийского. Впоследствии, в 1-й пол. 19 в., в монастыре на Афоне была обнаружена рукопись (Parisinus suppl. gr. 464) большей части кн. 4-й и остальных кн. 5-10-й (согласно разделению на книги в современных изданиях), которые были опубликованы в 1851 вместе с кн. 1-й как сочинение Оригена. После возникшей дискуссии об истинном авторе сочинения им был признан Ипполит, еп. Римский, современник Каллиста, папы Римского в 217-222 н. э. Текст «Опровержения» был издан как произведение Ипполита Римского в серии Clavis Patrum Graecorum, соч. известно также под названием «Философумена».
Содержание. Название «Философумена» (Φιλοσοφούμενα δόγματα), т. е. «Философские учения» относится к первым четырем книгам (авторская ссылка в Ref. IX, 8, 2), содержащим доксографический материал по истории философии 6-Л вв. до н. э. Согласно И., ереси имеют своим источником языческую мудрость, а не Писание, поэтому он излагает языческую мудрость (в широком смысле: выразителями ее представлены философы, гностики, восточные учения), по сравнению с ересями более древнюю и поэтому более достойную внимания. Кн. 1-я: изложение учений от Фалеса и Пифагора до стоиков, эпикурейцев и академиков. Кн. 2-я посвящена «мистериям, и очень любопытным мыслям, о звездах и пространствах», однако кн. 2—3-я и часть кн. 4-й утрачены. С кн. 5-й начинается изложение ересей в связи с доказательством их языческого происхождения (учение гностика Валентина берет начало «из учений Пифагора и Платона, а не из Евангелия»), которое заканчивается обзором иудейских сект (фарисеев, саддукеев, ессеев), всего упомянуты 32 ереси. Кн. 10-я: резюме философских учений и ересей, краткая история народов от Авраама до египтян, халдеев и греков, предпринятая с целью показать изначальность веры в единого Бога-Творца, которого не познали греки и их последователи еретики. В заключение дается краткое содержание ветхозаветного и новозаветного Откровения.
Доксография И. (см.: Dox. Gr., p. 144-156) опирается на сведения, сообщаемые более ранними эллинистическими компиляторами (вероятные источники Гераклид Лемб, Арий Дидим, Аэтий), и в большой степени на сочинение Иринея Лионского «Против ересей», которое он иногда просто копирует (содержание доксографии И. с указанием источников см.: Marcovich 1986, р. 18-31 ; Афонасин 2002, с. 240-244). В изложении философии И. пытается следовать дисциплинарному членению философского знания: сначала излагаются «физики» (Фалес, Пифагор, Эмпедокл, Гераклит, Анаксимандр и др., Adv. haer. I, 1-16), затем «этики» (Сократ и Платон, I, 17-19), «диалектики» (Аристотель, стоики, Эпикур, академики, брахманы, друиды, Гесиод, I, 20-21), «астрологи», «астрономы», «арифметики» (IV, 1-7; 8-12). К некоторым учениям (Платона, Аристотеля, Гераклита) И. возвращается и в других книгах, приводя новые данные. Наиболее интересны в историко-философском отношении сведения из Ref. IX, 9-10, относящиеся к учению Гераклита (см. DK22 В 50-67, ср. В 1) и к учению Эмпедокла из Ref. VI, 25 (DK31 А 33, В 16) и Ref. VII, 29; 31 (В 29, В ПО, В 115, В 131). Доксография Аристотеля, Платона, пифагорейцев представляет известный интерес в качестве источника по школьной эллинистической философии.
Другие сочинения И.: «Против эллинов» (или «О всеобщей причине, против Платона» фрагменты сохранились у патриарха Фотия, Phot. Cod. 48, однако не ясно, к одному или двум сочинениям они относятся и кто автор; издано как соч. И. в PG 10, 796-801), «Доказательство против иудеев», «Против Маркиона», «Против магов», «Малый лабиринт» (не сохранились); изданы сохранившиеся комментарии на книги Священного Писания, в т. ч. наиболее известный аллегорический комм, на Книгу пророка Даниила, гомилетические и догматические произведения, труды по библейской хронологии и определению даты Пасхи.
Соч.: Hippolytus. Refutatio omnium haeresium (= Philosophumena). Ed. M. Marcovich. В., 1986, S. 53-417; Hippolytus Werke. Bd. 1-3. Lpz., 1916.Hldh.;N.Y., 19772;Clavis Patrum Graecorum, cura et studio M. Geerard. Turn., 1915; engl. tr. J. H. Macmahon: The Refutation of all heresies by Hippolytus. Edinb., 1868. Grand Rapids, 19652; Diels H. Doxographi Graeci. В., 1897 (19582), p. 144-156; рус. пер.: Творения св. Ипполита, епископа Римского. Вып. 1. Толкования на Книгу пророка Даниила. Вып. 2. О Христе и Антихристе; О кончине мира, и др. Казань, 1898 (репр. Свято-Троицкая Серп Лавра, 1997), пер. отд. фрагм. «Опровержения всех ересей»: Ref. I, 1 IV, 48, пер. П. Преображенского, в приложении к «Православному обозрению», 1871-1872; Ref. I, 18-20, пер. Е. Д. Матусовой, -Учебники Платоновской философии. М.; Томск, 1995, с. 101-104; Ref. IX, 7-10, пер. С. Н. Муравьева, Муравьев 1976; Ref. IX, 18-28, пер. М. М. Елизаровой, Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971, с. 369-373. Ипполит Римский, сщмч. Сохранившийся фрагмент из «Слова против эллинов», или «О всеобщей причине. Против Платона». Пер. и прим. А. Р. Фокина, -Альфа и Омега 13, 2, 1997, с. 96-103 (= Патристика. Новые переводы и статьи. Общ. ред. М. Журинской. Н. Новгород, 2001, с. 40