Фразеологический словарь русского языка - ноги в руки брать
Ноги в руки брать
кто
Спешить, торопиться.
Подразумевается необходимость немедленно отправляться куда-л. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (X), преследуя определённые цели, срочно и очень быстро покидает место своего пребывания. неформ. ✦ X взял ноги в руки.
Именная часть неизм.
Часто с побудительным по значению словом давай.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
Надо отдать должное немецкой почте: любое письмо или посылка в любой конец Германии доходит за один день, самое позднее за два. Но написать письмо, тем более деловое, не так-то просто. Поэтому приходилось брать ноги в руки и бегать по учреждениям, чтобы предстать перед чиновником лично и в случае чего прибегнуть к помощи языка жестов. Narod.ru.Вячеслав Томчак понимал, что нельзя сиднем сидеть в загородном доме, нужно брать ноги в руки и бегать в поисках работы, предлагать себя, обзванивать приятелей и бывших сослуживцев. А. Маринина, Светлый лик смерти.
По мнению Леонида Плешкова, главная задача поиск денег для пополнения местного бюджета. И решать должен не только глава, но и все остальные. Если понадобится, то не вылезать из Красноярска, терроризируя краевых чиновников скороговоркой "Дай миллиончик, дай миллиончик!" Как сказал Леонид Плешков, "ноги в руки и вперёд". В общем, стремиться попасть в любую краевую или федеральную программу. Тем более, что там светят живые деньги. Программа максимум, 1999.
Кстати, это обычная ситуация, когда вещи оставляешь, а сама ноги в руки, оживилась Таня. Самой бы уйти живой-невредимой. МК, 2001.
⊛ Погоди, англичанин <...>. <...> Когда райтер говорит "вперёд!", скаут берёт ноги в руки и в бой. Б. Акунин, Алтын-толобас.
Потом была кульминация коронный момент беззубых сказочников из "Короля и шута". Разумные люди брали ноги в руки и прятались в самые укромные уголки зала, дабы все части тела остались в сохранности. Новая газета, 2002.
Нормальный чел [человек] возьмёт ноги в руки и отправится стопом, пешим ходом, вплавь, да хоть на роликах, куда душа захочет и с кем захочет, уложившись в самый децл [немного] денег (на пожрать). Главное голову дома не оставить. Без тормозов, 2000.
Пошли раз мужики на охоту, видят берлога. Начали они в ней палкой шарить, а из берлоги медведь. Мужики ноги в руки и бегом <...>. Анекдот.ru.
⊜ Вот ты, Колька Сидоров, сказал он. Немедля бери ноги в руки да беги к продавщице тёте Дусе. В. Липатов, Деревенский детектив.
Так, быстро, скомандовала Юлька флегматичному жениху, одевайся, ноги в руки, и в загс. Мы туда заскочили по дороге, я договорилась, нас распишут. МК, 2002.
Когда насильник сосредоточится на "технических" моментах предстоящего (ведь он не голый ходит по улицам, да и ты тоже), постарайся высвободить руку и поймать "орудие преступления". Крепко сжав его, ты получишь 3-4 секунды для того, чтобы стряхнуть маньяка с себя. Дальше ноги в руки. АиФ. Дочки-матери, 2002.
Слушай, Яков Рафаилыч, на фидере двадцать один греется масляный выключатель. Давай ноги в руки и мелкой рысцой на подстанцию. Н. Воронов, Макушка лета.
Ты посмотри, который час! Работа уже давно закончилась. Что ты! Сейчас идёт квартальный отчёт начальство до 11-12 ночи сидит по кабинетам. Так что давай ноги в руки и пошли. О. Андреев, Вокзал.
⊝ А ну, давай-ка возьмём ноги в руки и поскорее на вокзал. Может, ещё успеем до отхода поезда. (Реч.)
Представляешь, рассказывает он мне, поступает на пульт вневедомственной охраны сигнал тревоги. Квартиру "тронули". Ну мы "ноги в руки" и едем. Подкатываем к подъезду, а к нам, опять же в руки, падает из форточки вор с фамильным столовым серебром в узелке. Tinko.rujournal.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. восходит к архетипическим, т. е. древнейшим коллективно-родовым (надличностным), формам осознания мира и моделирования мира-хаоса.
Через компоненты руки и ноги фразеол. соотносится с соматическим (телесным) кодом культуры, т. е. с совокупностью имён и их сочетаний, обозначающих тело в целом или его части и специфичные для них, в том числе, действия и виды деятельности. Данные имена несут в дополнение к природным свойствам именуемых предметов функционально значимые для культуры смыслы, придающие этим именам роль знаков "языка" культуры. Предлог "в" указывает также на соотношение фразеол. с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён и их сочетаний, обозначающих представления человека, связанные с пределами направленности действия, и отношение человека к этим пределам.
В основе образа фразеол. лежит символьная функция рук как основного "инструмента" человека, с помощью которого он оперирует предметами окружающего мира, и ног как основного "инструмента", с помощью которого человек перемещается в пространстве (ср. мастер на все руки, взять в свои руки, ни ногой, одна нога здесь другая там и др.).
Фразеол содержит антропоморфную метафору, в которой быстрота передвижения уподобляется "совмещению" данных символьных функций рук и ног.
фразеол. в целом отображает стереотипное представление о собранности и быстроте действия при перемещении в пространстве.
автор:
В. В. Красных
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.
Е.Н. Телия.
2006.