Фразеологический словарь русского языка - прекрасный пол
Прекрасный пол
кто
Женщины как красивые и физически привлекательные существа.
Имеется в виду, что лица женского пола (Х) отличаются внешним обаянием, очарованием, обворожительностью. Говорится с одобрением, реже с иронией. книжн. ✦ X прекрасный пол.
В роли доп., реже подлеж.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Выпущена новая карта дорог специально для прекрасного пола. В них гораздо меньше топографических подробностей. Огонёк, 2001.Во всемирно известном Гарварде лишь четыре года назад стали допускать прекрасный пол к профессорству, а в Принстоне только в прошлом году. Business online, 2001.
На деле же именно специфические качества женского характера зачастую помогают представительницам прекрасного пола руководить бизнесом ничуть не хуже, а нередко и лучше, чем это делают их коллеги-мужчины. Деловая хроника, 2002.
Многие мужчины довольно скептически относятся к интеллектуальным способностям представительниц прекрасного пола. Solvay Pharma, 2001.
В Кувейте представительницы прекрасного пола могут учреждать компании и занимать высокие государственные посты. Русская служба BBC, 2001.
А среди особ прекрасного пола, окружавших поэта [А.С.Пушкина], были не только светлые личности. Голос России, 1999.
Если честно, Михаилу Глебовичу тоже нравятся симпатичные образованные девушки. На редакторские должности на работе мы стараемся брать представительниц прекрасного пола <…>. "А сколько ей лет? всякий раз спрашивает Михаил Глебович, когда речь заходит о новой кандидатуре. А она хорошенькая?" 7 дней, 2002.
Наташа, вы первая представительница прекрасного пола, победившая в номинации "Человек года" за всю историю сетевого конкурса РОТОР++. Правда.ru, 2002.
Ты представительница прекрасного пола, а потому должна сражать всех своим обаянием. (Реч.)
Ты слишком много денег тратишь на одежду и косметику. Да, но ты не забывай, что я отношусь к представительницам прекрасного пола и должна всегда отлично выглядеть. (Реч.)
Мировое сообщество сейчас активно обсуждает роль женщины в новом столетии, намечая сферы, где прекрасный пол мог бы в полную силу реализовать себя. (Реч.)
Прекрасный пол
культурологический комментарий:
Образ фразеол. осмысляется через архетипические противопоставления "мужчина женщина", "внешний внутренний", а также через оппозицию "красота ум".
Компонент прекрасный соотносится с кодом культуры, содержащим знания о характеризующих признаках предметов, объектов действительности, в т. ч. о внешних качествах; компонент пол соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом, включающим представления о различии мужчин и женщин.
В основе образа фразеол. лежит перифраз замена прямого названия (женщины) описательным выражением, в котором указан один из существенных признаков физическая красота не названного прямо объекта. В создании образа фразеол. участвует аллитерация симметричное повторение одинаковых согласных в начале слов-компонентов, придающее фразеол. особую звуковую выразительность. Во фразеол. вкраплена также синекдоха, древнейшее метонимическое отождествление части и целого, женщины воспринимаются как часть всего человечества. ср. с выражением прекрасная половина человечества.
В образе фразеол. отображается стереотипное представление о качестве, которое традиционно приписывается женщинам как значимое и важное и обладание которым является залогом её успеха. Особое значение женской красоте придавалось во времена рыцарства, когда она культивировалась и нашла своё воплощение в образе Прекрасной дамы, являющейся идеалом телесного (и духовного) совершенства. Красивая женщина награда доблестному рыцарю, воину, его "украшение", именно ей он посвящал свои подвиги. Красивая женщина с древнейших времён источник поэтического (творческого) вдохновения мужчин, её красота воспевается в стихах, песнях, балладах, поэмах; она является одним из значимых женских признаков. см. также в фольклоре: И личиком бела, и с очей весела; Красна, что райская птичка; Молода да пригожа всюду вхожа; Женской красоте всякая тряпка шёлк; На хорошенький цветочек и пчёлка летит.
Образ фразеол. осмысляется через противопоставление женской красоты мужской, основанное на понимании первого как ценного и желательного свойства, а второго как необязательного и в ряде случаев ненужного качества; ср.: Мужчина заметен мастерством, красавица приметна лицом, а также о мужской внешности в фольклоре: Мужчина, коли хоть немножко казистее чёрта, красавец; Не урод, так и красавец; Чем не молодец, коли нос огурец; Не ищи в муже красоты, а ищи доброты.
Образ фразеол. связан также с обиходно-бытовым представлением о несовместимости в женщине красоты и ума; ср. в фольклоре: Хороша очами, да нехороша речами; У бабы волос долог, да ум короток. Подобные воззрения в современной культуре получили название гендерных мифов, т. е. различного рода предубеждений против женщин. (Словарь гендерных терминов. М., 2002.) Гендерные мифы как особый тип негативной социальной установки являются одним из средств идеологического воздействия и восходят к патриархальной культуре, для которой были характерны мужские ценности, однако на современном этапе социокультурного развития становятся архаичными и безосновательными.
Красота женщины осмысляется как то, что даёт ей чувство внутренней уверенности и раскрепощённости, как средство, приводящее в гармоничное соответствие её внешнее и внутреннее состояние, а в ряде случаев выступает также в качестве символа общественного положения, социальной успешности мужчины: чем выше социальный статус мужчины, тем больше требований к внешнему виду его спутницы (о чём см. и в фольклоре: Жену дурную взять стыдно в люди показать; Подчас и жена мужа красит).
фразеол. выступает в роли эталона физической привлекательности и красоты.
см. также комментарий к НЕЖНЫЙ ПОЛ, и к СЛАБЫЙ ПОЛ.
Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности образа; ср. англ. the fair sex, франц. le beau sexe.
автор:
И. В. Зыкова
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.
Е.Н. Телия.
2006.