Фразеологический словарь русского языка - святая святых
Святая святых
что чего, кого
Самое сокровенное, заветное, почитаемое; недоступное для посторонних место.
Имеется в виду, что какое-л. имеющее особое предназначение или связанное с какими-л. воспоминаниями, надеждами и под. место (L) или мысли, мечты, жизненные ценности (p), предметы деятельности и под. (Z) являются особенно дорогими, заветными для лица или для группы лиц (Х) и, в силу этого, запретными для непосвящённых. книжн. ✦ L <Z, P> для Х-а - святая святых.
неизм.
В роли доп., обст., именной части сказ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
В своей гордости за Москву и в особенности за её святая святых Красную площадь, он, пожалуй, предпочёл бы, чтобы сюда входили по-особому, как-то совсем не так. Э. Казакевич, При свете дня.Гаврилов закончил, как будто не решаясь посвятить Чепурникова во святая святых своих мечтаний. В. Короленко, Черкес.
Ему было важно составить себе картину того, что знал Борман о его "святая святых", о его поисках мира. Ю. Семёнов, Семнадцать мгновений весны.
Два почтенных академика вели за собой стройную кудрявую девушку, и сердце её замирало от всего от запахов вивария, чего-то химического, варёного, горячего, противно притягательного. <...> Коридор сделал последний поворот около пожарного шланга, и они вошли в святая святых. Л. Улицкая, Путешествие в седьмую сторону света.
Шестьдесят лет костюмеру Большого драматического театра им. Товстоногова. В его святая святых в мастерской, побывал наш корреспондент. т/к "Культура", 2001.
<...> новая партия должна строиться на сверхконспирации. <...> Марксизм святая святых новой партии. Всякая попытка ревизии любого положения Учения должна осуждаться как происки врагов рабочего класса. Э. Радзинский, Сталин.
Картина, как и поэма, лишь с того момента становится общественным достоянием, когда представлена всей публике. <...> Пока она в мастерской, это святая святых, это тайна, которую разглашать преступно. И. Потапенко, Не герой.
культурологический комментарий:
Грамматическая форма фразеол. сохраняет следы старославянского языка: по происхождению святая форма мн. ч. ср. р. В современном употреблении форма первого компонента фразеол. может ошибочно воспринимается как ед. ч. жен. р.
Образ фразеол. восходит к библейскому тексту, согласно которому Святая Святых главная часть Скинии (палатки, шатра, служащих святилищем священным зданием, воздвигнутым пророком Моисеем по повелению Божиему для богослужений), где хранились особо почитаемые христианские святыни: каменные скрижали с десятью заповедями закона Божиего, золотой сосуд с манной и посох первого первосвященника еврейского народа Аарона (Исх. 33; Евр. 9: 2-5). В Святая Святых мог входить только первосвященник глава священников в Иудейской церкви.
фразеол. соотносится с религиозным кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений о значимых в христианской традиции событиях и о сакральных предметах религиозного обихода, в данном случае с представлением о Святая Святых как о священном месте, недоступном для непосвящённых.
Создающая образ фразеол. метафора уподобляет нечто сокровенное для человека, по отношению к чему он испытывает особенно трепетное чувство, сопряжённое с желанием охранять это от какого-л. вторжения, священному для христиан и запретному для недопущенных месту в храме.
фразеол. в целом выступает в роли символа чего-л. максимально оберегаемого от других, абсолютно закрытого от чужих.
В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в англ. Holy of Holies.
автор:
И. С. Брилёва
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.
Е.Н. Телия.
2006.