Фразеологический словарь русского языка - души не чаять
Души не чаять
кто в ком
Безгранично любить; обожать, доверяя во всём.
Имеется в виду, что лицо (Х) так эмоционально расположено к другому лицу (Y), что видит только привлекательные черты, свойства его натуры. Говорится с одобрением, реже с неодобрением (в зависимости от позиции говорящего). реч. стандарт. ✦ Х души не чает в Y-е.
Именная часть неизм.
Глагол не употр. в буд. вр.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Перед ним трудная, но благодарная жизнь врача, у него милая работящая жена, в нём души не чает его отец. С. Аллилуева, Только один год.Верочка на него работает, халтурит по театрам, в концертах <...>. Похудела, глаза провалились, и в своём сукином сыне души не чает. А.Н. Толстой, На острове Халки.
Денис любил сестру больше потому, пожалуй, что она была женой Матвея, в котором он души не чаял. Г. Марков, Строговы.
Он не захотел принять постриг говорили, что из-за дочери Елизаветы, в которой Александр Дмитриевич души не чаял. О. Волков, Погружение во тьму.
Верный, надёжный, родной, быть может, единственный на свете человек, который души в мальчике не чаял, был таким вот простецким, чудаковатым стариком, которого умники прозвали Расторопным Момуном <...>. Ч. Айтматов, Белый пароход.
Аксинья и раньше души не чаяла в невестке, а теперь <...> готова чуть ли не молиться на неё. Н. Задорнов, Амур-батюшка.
Дома отец любил рассказывать свои охотничьи вымыслы <...>. Виктор тактично поддакивал отцу <...>. Поэтому отец, а глядя на него, и мать души в Викторе не чаяли. В. Шефнер, Сказки для умных.
Антон лечил и самого Тимошкина и его <...> жену Валю от подлинных и воображаемых болезней, и они оба души не чаяли в обходительном докторе. Е. Гинзбург, Крутой маршрут.
Конечно, и там у него были очень интересные знакомые и друзья. Доктор Гарбат и его жена Рашель <...>. Милейшие, гостеприимные люди, которые в папе [в Ф.И. Шаляпине] души не чаяли. Кроме того, это были уютные, тёплые люди, а папа старался в этих поездках хоть где-нибудь найти домашнюю атмосферу. НГ, 2000.
⊜ Ты души не чаешь в нашем разгильдяе, а он и рад стараться институт бросил, работать не хочет, одни гулянки на уме! (Реч.)
⊝ Меня упрекают в том, что растворилась в своих детях, а я души в них не чаю, только ими и живу. (Реч.)
культурологический комментарий:
Чаять (устар.) "слышать"; здесь, вероятно, связано с чуять "распознавать, понимать чутьём".
Образ фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира анимистической к коллективным представлениям о невозможности познать душу другого человека, проникнуть в неё. Согласно христианским представлениям, это дано лишь Богу: "Я есмь испытующий сердца и внутренности" (Ап. 2: 23); "Я смотрю не так, как смотрит человек, ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (Цар. 16: 7). "Влезть в чужую душу может нечистая сила, если кто-л. грешен и неосторожен". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 220, 221.)
Образ фразеол. восходит также к архетипическому противопоставлению "закрытое открытое", соотносимому по аналогии с противопоставлением "тайное явное".
В образе фразеол. компонент не чаять соотносится с соматическим, т. е. телесным, кодом культуры и с антропным, т. е. собственно человеческим; компонент душа с духовно-религиозным кодом.
В метафорически создаваемом образе фразеол. душа символизирует недоступную для восприятия область человеческой личности. ср. в фольклоре: Человека видишь, а души его не видишь; Брата родного знаешь, а души его не знаешь; Что у него в руках, вижу, а что у него в душе, не вижу, не чаю; Тебя-то видим, да в тебе-то не видим (не слышим); Чужая душа потёмки; Чужая душа тёмный лес, дремучий бор.
Образ фразеол. также отображает представление о сакральности души. ср. в фольклоре: Душа заветное дело; Душа без тайности пустая грамота; Как в кремне огонь не виден, так в человеке душа.
фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о безграничной, беззаветной любви кого-л. к кому-л.
автор:
М. Л. Ковшова
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.
Е.Н. Телия.
2006.