Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - бах и. с.

Бах и. с.

(Bach) Иоганн Себастьян (21 III 1685, Эйзенах 28 VII 1750, Лейпциг) немецкий композитор и органист. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении 17-18 вв. несколько поколений музыкантов. Пользуясь славой как органист, Б. при жизни не привлёк достаточного внимания как композитор. Его биография, типичная по внешним событиям для рядового нем. музыканта 18 в., находится в противоречии с его гениальным творчеством, являющимся одной из вершин философской мысли в музыке.

Портрет Баха

Основополагающую роль в формировании иск-ва Б. сыграла преемственная связь с протестантским движением и его муз. культурой, развивавшейся в русле хорового и органного жанров. За 50-летний период творчества лишь в течение 5 с небольшим лет интересы Б. были сосредоточены на светской музыке. Бульшую часть своей жизни он работал при церкви. Его творческие искания тесно связаны с лютеранской традицией. Национальные и демократические тенденции творчества Б. ведут начало от протестантского хорала, один из известных образцов к-рого ("Ein' feste Burg ist unser Gott") был назван P. Энгельсом "Марсельезой XVI века". В., отдавший дань почти всем областям муз. творчества, миновал ведущий жанр своего времени оперу. Композитору с его углублённым строем мысли, далёким от всего поверхностного и развлекательного, придворная опера была абсолютно чужда. Творческим исканиям Б. соответствовала атмосфера собора. Важнейшей особенностью иск-ва Б. стала также органич. связь с муз. школами и жанрами разных европ. стран начиная с 16 в. Внешние формы произв. Б. не выходят за пределы жанров, принципов формообразования и интонац. строя, утвердившихся в музыке 17 в. Б., наравне с Г. Ф. Генделем, последний великий композитор эпохи барокко.

В музыке Б. обобщены и завершены почти все значит. течения предшествующего полуторавекового периода. Творчество Б. подготовили и нашли в нём отражение хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, нем. песня, вок.-инстр. духовные произв. Г. Шюца, итал. и нем. органная музыка, итал. опера и итал. скрипично-ансамблевая и оркестровая школа, нем. оркестровая сюита, ведущая происхождение от инстр. школы Ж. Люлли, франц. клавесинная музыка, итал. клавирная школа и англ. музыка. Вместе с тем язык Б. неизмеримо более выразителен и более сложен, чем у его предшественников. Продолжая внешне оставаться в рамках определённых жанров, он обогащал их чертами, заимствованными из др. жанров и видов муз. творчества. Наиболее ярко эта тенденция выявляется при анализе соотношения творчества композитора и совр. ему оперной культуры. Опера в 17 и нач. 18 вв. была самым распространённым видом муз. иск-ва и центр. "творческой лабораторией" нового стиля. При всей отдалённости Б. от эстетики придв. оперы, важнейшие худож. завоевания муз. драмы глубоко проникли в его творчество, отразились в образной сфере и в особенностях муз. языка. Под влиянием оперы в творчестве Б. появился новый вид полифонии на гармонической основе, определились характер инстр. тематизма и принципы развития хоровой и сольной вок. и инстр. музыки и, что особенно важно, "коллективно-обезличенная", суровая музыка лютеранства преобразилась в лирико-драматич. иск-во, отмеченное необычайной эмоциональной силой.

Свободное скрещивание и взаимопроникновение черт разных жанров и нац. школ вообще характерно для Б. Так, он переложил для органа и клавира скрипичные концерты А. Вивальди и по их образцу создал концерты для клавира. Кроме того, форма конц. аллегро легла в основу ряда клавирных и нек-рых органных фуг В., придав им бульшую пластичность и завершённость. В свою очередь, Б. обогатил традиционные итал. формы концерта для скрипки и для клавира, ввёл в них полифонию. Особенности полифонич. жанров, в свою очередь, оказали влияние на традиционный облик скрипичной итал. лит-ры (контрапункт, использование принципов имитационной разработки). Скрещивание многоголосной линеарности с гармонической аккордовой структурой породило в произв. Б. неведомое до него богатство созвучий. На ясный функциональный план классич. гармонии наслаиваются сложные хроматич. последования, далёкие аккордовые сопоставления.

Интонац. строй музыки Б. родствен музыке мн. его предшественников Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Я. П. Свелинка и Дж. Фрескобальди, а также композиторов А. Вивальди, Дж. Легренци, А. Корелли, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, Г. Прселла, представителей болонской школы 17 в. Ощутимы черты сходства вок. мелодий Б. с мелодикой оперных арий. Вместе с тем в каждой детали муз. языка Б. сосредоточена индивидуальная выразительность. При всей явной принадлежности своему времени, муз. язык Б. выходит за рамки совр. ему эпохи, предвосхищая более поздние муз. стили.

Б. превзошёл всех своих предшественников и в мастерстве формы. В его творчестве достигнута вершина полифонич. иск-ва после нидерландской школы. Приёмы полифонич. развития, разработанные этой школой, сочетаются в творчестве Б. с выразит. возможностями гомофонии. Произв. Б. отличаются единством всех элементов, уравновешенной, связанной крепкой внутренней логикой муз. структурой, строгой архитектоникой, бесконечным разнообразием приёмов варьирования одного и того же материала. Строгость и стройность архитектоники являются столь же важными чертами стиля Б., как и поэтич. атмосфера и яркая эмоц. выразительность его произведений.

Громадное творч. наследие Б. включает более 1000 произв. разных жанров. Его можно разделить на 3 осн. сферы: вокально-драматич., органную, инструментальную связанную с светскими традициями. Каждая сфера творчества Б. относится в основном к определённому периоду. Вок.-драматич. произв. в большинстве написаны в "лейпцигский период" (1723-50), во время пребывания Б. в должности кантора Томаскирхе.

Произв. для клавира, скрипки и др. инструментов связаны гл. образом с периодом работы придв. музыкантом в Кётене (1717-23). Всё самое значительное для органа было создано в "веймарский период" (1708-1717), когда, переменив ряд мест в провинциальных городах Тюрингии (Арнштадт, Мюльхаузен), композитор служил в Веймаре органистом придв. церкви.

Виртуоз-исполнитель на органе, Б. создал для этого инструмента произв., к-рые явились вершиной развития органной лит-ры. В становлении неповторимого органного стиля Б. огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным композитором как своеобразный интимный, романтический дневник художника. В этих лирич. поэмах зарождался сложный красочный муз. язык, опережавший своё время. В свободных фантазиях сплавлялись воедино нар. и высокопрофессиональное начала, что определяло доступность этих, равно как и других, произв. Б. Хоральные фантазии отмечены смелостью худож. исканий, широким диапазоном выразит. средств, образов и форм. Многие из них воплощают одно настроение или образ и отличаются единством господствующего тембрового колорита.

В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Б. выступает как преемник нем. органной школы, и в особенности своих непосредственных предшественников Я. А. Рейнкена и Д. Букстехуде. От Букстехуде, к к-рому Б. ездил учиться в годы юности, он воспринял свободный поэтич. характер органных импровизаций, ораторский пафос, блестящую конц. декоративность. Для органных произв. Б. характерны эмоциональное богатство, глубокая внутр. сосредоточенность, драматич. размах при пышности звучаний и свободе формы. Б. объединял в двухчастные циклы полярные по своей выразительности части импровизационную токкату, фантазию или прелюдию (часто с жанровыми ассоциациями) гомофонно-гармонич. характера и строгую полифонич. фугу. Органные фуги отмечены бульшим размахом и свободой воображения, для них по сравнению с клавирными характерны мощные драматич. нагнетания, грандиозные кульминации в конце. Эти произв. предельно используют динамич. и тембровые ресурсы инструмента. Крупномасштабные фантазии, вариации и фуги построены на ярких колористич. и динамич. контрастах.

И. С. Бах. Прелюдия C-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира". Автограф.

К произв. "веймарского периода" относится большинство зрелых органных прелюдий и фуг Б. (c-moll, D-dur, e-moll, g-moll, G-dur, f-moll и др.), фантазия (C-dur), фуга (g-moll), токката и фуга (d-moll, C-dur), пассакалья и др.

Творчество Б. ознаменовало и вершину многовекового развития органной музыки, ведущей своё начало от раннего Возрождения, и её завершение. Влияние органного творчества Б. ощутимо во мн. др. произв. композитора (кантаты, сольные скрипичные сонаты, прелюдии и фуги).

Б. первым написал концертные произведения для клавира (по образцу скрипичных), утвердив самостоятельное значение этого инструмента. Невзирая на несовершенство современных ему инструментов (клавесин, клавикорд, ранние типы фп.) и их ограниченные исполнительские возможности, Б. создал для клавира лит-ру, наиболее устремлённую в будущее. В области клавирной музыки Б. не столько завершил искания своих предшественников (И. Я. Фробергер, И. Кунау, Ж. Шамбоньер, Ф. Куперен), сколько открыл новые пути. Расцвет его клавирного творчества наступает в период работы при дворе в Кётене, где были созданы 1-й том "Хорошо темперированного клавира", "Хроматическая фантазия и фуга", блестящий виртуозный стиль, драматизм и патетика к-рой свидетельствуют о перенесении в сферу клавирной музыки выразит. приёмов, характерных для органных токкат и фантазий. Тогда же были написаны Маленькие прелюдии, Английские и Французские сюиты, токкаты (fis-moll, c-moll), переложения 16 концертов (А. Вивальди, Г. Ф. Телемана и др.). В "лейпцигский период" увидели свет Партиты, Итальянский концерт, Гольдберговские вариации (в сб. "Клавирные упражнения"), ряд концертов для одного, двух, трёх и четырёх клавиров и 2-й том "Хорошо темперированного клавира". В "Хорошо темперированном клавире", вызванном к жизни идеей новой темперации, композитор в лаконичной, отточенной форме и в высоко поэтич. преломлении запечатлел жанровые и стилевые направления своей эпохи. Прелюдии и по характеру тематизма, и по принципам формообразования ассоциируются с разл. видами музыки 17 нач. 18 вв. Фуги знаменуют собой вершину мирового полифонического стиля, они отмечены компактностью, строгостью, симметрией формы, вместе с тем каждая из них ярко экспрессивна. В этом цикле Б. не только показал громадные модуляционные перспективы новой темперированной системы, разработанной А. Веркмейстером, но и выявил возможности эмоциональной окраски каждой ладотональности.

В Английских и Французских сюитах и в Партитах ощутимы влияния итальянского клавирного стиля. Каждая часть их превращается в лирическую поэму или в глубокое размышление, в то время как до Б. танцевальная сюита являлась лишь изящным дивертисментом.

Среди произв. Б. для др. инструментов (почти всецело относящихся к "кётенскому периоду") выделяются 6 Бранденбургских концертов для оркестра, принадлежащих к жанру concerto grosso и продолжающих традиции А. Вивальди. Быстрые части отмечены энергич. движением, часто танц. характера, пластичной уравновешенностью формы, применением высоко развитой инстр. техники. Концерты отличаются масштабностью, полифонизацией фактуры, симф. единством в соотношении солирующих и аккомпанирующих инструментов, яркой индивидуальностью, углублённостью образов. В каждом из концертов солируют разл. инстр. составы. (Обычный состав оркестра Б. струнные, гобои, фаготы, валторны, трубы, ударные, иногда гобой-д'амур, гобой да качья и корно да качья). И хотя Б. стремился в духе своего времени не столько к индивидуализации темброво-красочных эффектов, сколько к выявлению и подчёркиванию полифонической логики, его партитуры отмечены непрерывными поисками новых инстр. комбинаций.

Произв. Б. для скрипки соло (3 сонаты и 3 партиты), отличающиеся сложной многоголосной структурой, отмечены свободой выражения, несмотря на рамки жанровых ограничений. Свободные прелюдии, фуги, вариации чередуются в них с изящными танцами. В сонатах для скрипки ярко проявилась сила воображения композитора, сумевшего восторжествовать над всеми ограничениями традиц. формы, материалом и технич. возможностями инструмента.

Вокально-драматич. творчество Б. включает около 300 духовных кантат, ряд ораторий "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", "Страсти по Марку" (утеряны), "Магнификат", "Рождественскую ораторию", "Пасхальную ораторию", большую Мессу h-moll, 4 мессы (F-dur, A-dur, g-moll, G-dur), мотеты, хоралы и др. Основа вокально-драматич. творчества Б. кантата. Образы человека, лежащие в основе худож. замысла кантат Б., раскрываются не в конкретном преломлении, а как символ определённой этической идеи. Разнообразие кантат Б. чрезвычайно велико. Среди них духовные пасторали, библейские картины, лирико-эпич. поэмы, драматич. сцены, приближающиеся к ораториям, произв. молитвенно-созерцательного характера. Кантаты Б. включают такие сложившиеся в его время формы, как вступительные симфонии, арии да капо, оперные ариозо и речитативы, увертюры и танц. сюиты и др. В кантатах большое место занимает протестантский хорал. В последний период творчества Б. совсем отказался от арий и вернулся на новой основе к т. н. хоральной кантате. Вместе с тем музыка кантат Б. свободна от мистицизма. В мировоззрении композитора преобладает чувство беспредельной красоты и радости жизни. В выражении образов ликования и скорби Б. достигает огромной силы и напряжённости. Его трактовка проблемы жизни и смерти свободна от атмосферы подавления личности. Выразительный стиль кантат Б., охватывающих широчайший диапазон идей и настроений, определил облик и др. хоровых произв. композитора. Черты кантат явно проступают в структуре ораторий ("Рождественская оратория"), пассионов, в Мессе h-moll одном из величайших творений Б. Месса отмечена грандиозными масштабами и небывалым даже для Б. разнообразием формообразующих приёмов, тематизма, интонац. строя. Двойные хоры, достигающие колоссальной мощи звучания, чередуются с колоратурной арией в стиле неаполитанской оперы, мягкими дуэтами камерного характера; в Мессе есть ряд хоровых фуг с участием оркестра; встречаются пасторальные мелодии, фанфарные героические интонации, углублённые Lamenti.

Два дошедших до нас пассиона Б. "Страсти по Матфею" (1729) и более ранние "Страсти по Иоанну" (1723) преемственно связаны со старинными традициями нар. представлений о последних днях жизни и смерти Христа. Благодаря драматизированному сюжету, конкретным действующим лицам, пассивны тяготеют к опере больше, чем др. хоровые произв. Б. В "Страстях по Матфею" достигнуто исключит. единство многоплановой структуры. Евангельский текст, излагаемый речитативом, к-рый по тонкости в передаче выразительных нюансов не имеет себе равных в итал. опере, лирич. арии и хоры (на текст, принадлежащий Пикандеру), протестантские хоралы а капелла и в сопровождении органа образуют 3 разл. плана в раскрытии трагич. идеи оратории. "Страсти по Иоанну" отличаются меньшими масштабами. В отличие от "Страстей по Матфею", в к-рых при огромном нарастании драматизма всё же господствует размышление, "Страсти по Иоанну" близки собственно драме. Автор основывался на свободных поэтич. текстах Брокеса. Музыка обоих пассионов принадлежит к вершинам баховского творчества. Она воплощает идею нравств. стойкости и самопожертвования ради блага народа.

Светские кантаты Б. (около 30) написаны, как правило, "на случай" и мало отличаются по стилю от духовных. Не исключено, что нек-рые из них исполнялись со сценич. оформлением. Особый интерес представляют "Крестьянская" и "Кофейная" кантаты, предвосхищающие комич. оперу. В "Крестьянской" введены номера нар.-бытового, песенно-танц. характера. Сатирич. кантата "Состязание Феба и Пана" ставит проблему соотношения народной и профессиональной музыки (предвосхищает идею "Нюрнбергских мейстерзингеров" Вагнера).

При жизни Б. его гениальное творчество не было по-настоящему оценено. Музыку Б. высоко ценили такие выдающиеся композиторы, как В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Вместе с тем подлинный интерес к творчеству Б. возникает в 20-е гг. 19 в.; начало ему положило организованное Ф. Мендельсоном и состоявшееся под его управлением публичное исполнение "Страстей по Матфею" (1829, Берлин). К столетию со дня смерти Б. (1850) в Лейпциге было создано Баховское об-во (во главе к-рого стояли М. Хауптман, О. Ян, Р. Шуман, К. Беккер), ставившее своей целью выявление и издание всех сохранившихся рукописей Б. Ежегодные публикации, начавшиеся в 1851 (издательство "Брейткопф и Хертель"), завершились 46-м томом на рубеже 20 в. Уже первые издания вызвали к творчеству Б. широкий интерес, каким не пользовался ни один др. композитор его эпохи. В 20 в. интерес к творчеству Б. вновь вырастает в связи с усилением роли полифонии в совр. музыке. Шире, чем ранее, исполняются сочинения Б., устраиваются конкурсы на лучшее исполнение произв. Б.

Основные даты жизни и деятельности

1685. 21 III. В Эйзенахе (Тюрингия) в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Б. родился сын Иоганн Себастьян.

1695. Переезд после смерти отца и матери в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, органисту Городской церкви. Начало систематич. занятий музыкой под руководством брата. Создание первых произв.

1696. Б. обнаруживает исключительные муз. способности. Поступает в Ордруфский лицей.

1697. Самостоятельные занятия по изучению муз. литературы (по ночам Б. переписывает произв. своих предшественников: И. Пахельбеля, И. Я. Фробергера, И. К. Керля и др.).

1698. Занятия музыкой с кантором Ордруфского лицея Э. Хердой.

1699. Участие в качестве певчего в церк. хоре. Первые муз. произв. (фуга для клавира и 8 хоральных обр. для органа).

1700. 15 III. Переезд в Люнебург (брат не может больше содержать Б.). Поступление в Люнебургскую школу и зачисление стипендиатом (хористом) школы при Санкт-Михаэлискирхе (вместе со школьным товарищем Г. Эрдманом).

1701. В период мутации голоса получает должность скрипача в школьном оркестре. Знакомство и сближение с органистом Г. Бёмом (учеником Я. А. Рейнкена).

1702. Б. несколько раз посещает Гамбург, чтобы послушать игру органиста Я. А. Рейнкена и оперные пост. в т-ре. Неоднократно бывает в городе Целле, где слушает концерты оркестра герцога В. Брауншвейгского. Первые безуспешные попытки получить должность органиста в Зангерхаузене (Тюрингия).

1703. Окончание Люнебургской школы. 8 IV. Переезд в Веймар. Служба в качестве скрипача, альтиста и органиста в придв. капелле герцога Эрнста. 3 VII. Переезд в Арнштадт, служба в должности органиста Новой церкви и руководителя школьного хора. Изучение произведений итал. инстр. музыки.

1704. IV. Исполнение пасхальной кантаты (No 15) "Ты не оставишь души моей в аду".

1705. Пребывание в Любеке во время отпуска с целью ознакомления с произв. Д. Букстехуде и его игрой на органе.

1707. 15 VI. Переезд в Мюльхаузен. Утверждение в должности органиста Блазиускирхе. 17 X. Женитьба на Марии Барбаре Бах.

1708. 4 II. Исполнение "Выборной кантаты" (одного из 7 произв., опубликованных при жизни композитора) VII. Переезд в Веймар. Служба органистом и камерным музыкантом в придв. капелле герцога Эрнста.

1709. Знакомство с органистом веймарской гор. церкви И. Г. Вальтером (автором первого нем. "Музыкального словаря") и поездка вместе с ним в Мюльхаузен на испытание обновлённого органа в церкви Блазиускирхе (Б. был руководителем работ по реконструкции органа). Исполнение хоральной обработки "Господь моя твердыня".

1710. 22 XI. Рождение старшего сына Вильгельма Фридемана.

1714. Поездка в Галле. Служба в качестве концертмейстера при дворе герцога. 8 III. Рождение второго сына Карла Филиппа Эмануэля. 17 VI. Исполнение кантаты No 21, первой на текст С. Франка (на его тексты Б. сочинил ок. 25 кантат, преимущественно в 1714-1716). Поездка в Кассель, выступление перед наследным принцем будущим королём Швеции Фридрихом.

1715. 11 V. Рождение третьего сына Иоганна Готфрида Бернгарда.

1716. V. Поездка в Галле на испытание нового органа. Поездка в Эрфурт на испытание нового органа. 1 XII. Смерть веймарского капельмейстера С. Дрезе и назначение на его место не Б., замещавшего его мн. лет, а его сына Иоганна Вильгельма, что дало Б. повод для прошения об отпуске.

1717. 5 VIII. Принимает приглашение князя Леопольда из Кётена поступить к нему на службу в качестве придв. капельмейстера. 13 IX. Поездка в Дрезден, где в салоне графа Флеминга должно было состояться состязание Б. с франц. клавесинистом и органистом Л. Маршаном; состязание не состоялось; Маршан, прослушав игру Б. на органе в церкви, тайно покинул город. X. Возвращение в Веймар. 6 XI 2 XII. За настойчивые просьбы отпустить его со службы Б. посажен герцогом под арест. XII. Переезд в Кётен, где композитор провёл лучшие годы своей жизни. 16 XII. Поездка в Лейпциг на испытание нового органа, построенного И. Шейбе; дружба с ним.

1719. Первое исполнение "Новогодней поздравительной кантаты" при дворе князя Леопольда. Безуспешная поездка в Галле для встречи с Г. Ф. Генделем.

1720. Создание для сына Вильгельма Фридемана "Клавирной книжечки". 27 V. Поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. VII. Смерть жены Марии Барбары (осталось четверо детей). Поездка в Гамбург, где освободилось место органиста. Исполнение на пробном испытании органной прелюдии и фуги (g-moll), а также кантаты (No 47); однако место было отдано др. органисту (И. И. Хейтману, уплатившему в церк. кассу 4000 марок).

1721. 21 III. Б. посылает маркграфу Бранденбургскому посвященные ему 6 концертов для неск. инструментов. 3 XII. Второй брак с Анной Магдаленой Вилькен.

1722. XI. Поездка в Лейпциг для переговоров об участии в конкурсе на должность кантора Томаскирхе. 1723. 7 II. Исполнение в Лейпциге кантаты No 22 под упр. Б. как пробное испытание на должность кантора Томаскирхе. 26 III. Исполнение "Страстей по Иоанну" в Томаскирхе. Переезд в Лейпциг и начало работы Б. в должности кантора Томаскирхе с одновременным исполнением обязанностей преподавателя школы этой церкви (латынь и пение). Первое исполнение на рождественских праздниках "Магнификата" и кантат.

1724. Лейпцигский мастер Гофман по указаниям Б. изготовляет изобретенную Б. смычковую пятиструнную "виолу помпоза".

1725. Начало дружеских отношений с поэтом Пикандером (Х. P. Генрицы), автором текстов 30 кантат и арий из "Страстей по Матфею".

1727. 17 X. Исполнение "Траурной оды" (на текст И. X. Готшеда) в университетской церкви по случаю смерти королевы Кристианы Эберхардины.

1728. 29 XI. Исполнение во время похорон князя Леопольда "Страстей по Матфею" Б. (отдельные части) Начало разногласий с советом школы Томаскирхе из-за приема в школу учеников без предварительного прослушивания их Б.

1729. Получение титула придв. саксен-вейсенфельдского капельмейстера. 15 IV. Первое исполнение "Страстей по Матфею" в Томаскирхе. Б. становится руководителем кружка "Collegium Musicum".

1730. Ухудшение отношений с магистратом Лейпцига. 28 X. Письмо к школьному товарищу Г. Эрдману с

просьбой подыскать др. место и с описанием тяжелых условий жизни в Лейпциге.

1731. Исполнение "Страстей по Марку" (партитура утеряна).

1732. 5 VI. Исполнение кантаты "Радостный день, желанный час" при освящении заново отстроенной школы Томаскирхе. IX. Поездка в Кассель для пробы нового органа.

1733. VII. Поездка в Дрезден с сыном Вильгельмом Фридеманом, где последний блестяще выдержал испытание на место органиста. 28 VII. Прошение Б. королю Фридриху Августу III о пожаловании ему титула придв. композитора, к посланию приложены "Купе" и "Gloria" из Мессы h-moll.

1734. Первое исполнение "Рождественской оратории".

1735. Поездка в Мюльхаузен с сыном Готфридом Бернгардом, где тот выдержал испытание на должность органиста. 5 IX. Рождение последнего сына Иоганна Кристиана.

1736. Начало борьбы с ректором школы Томаскирхе И. А. Эрнстом из-за одного из своих учеников. 19 XI. Подписан корол. декрет о присвоении Б. титула композитора придв. капеллы

1738. 28 IV. Исполнение студентами светской кантаты Б. "Ночная музыка" (не сохранилась) перед королем и королевой, в результате чего Б. получил поддержку в борьбе с ректором школы Томаскирхе.

1739. 27 V. Смерть сына Иоганна Готфрида Бернгарда в Йене.

1740. Сын Карл Филипп Эмануэль поступает на службу клавесинистом-аккомпаниатором к прусскому королю Фридриху II в Берлине. Б. оставляет руководство кружком "Collegium Musicum". Серьезное ухудшение зрения.

1741. Б. проводит лето в Берлине у сына Карла Филиппа Эмануэля. Ухудшение здоровья.

1742. Окончание издания 4-частного собрания пьес Б. для клавира (и органа) "Klavierьbung" (начал в 1726; композитор вместе с сыном Карлом Филиппом Эмануэлем принимал участие в гравировке и изготовлении досок для издания).

1745. Поездка в Дрезден для пробы органа в церкви св. Иоанна.

1746. Б. редактирует и переделывает свои старые сочинения.

1747. Поездка в сопровождении сына Вильгельма Фридемана в Берлин и Потсдам к сыну Карлу Филиппу Эмануэлю. 8 V. Выступает перед королём Фридрихом II с большими концертами на органе в гарнизонной церкви в Потсдаме (утром) и в придв. церкви в Сан-Суси (вечером). Вступление в "Общество музыкальных наук", т. н. Мицлеровское общество (к вступлению в Общество Б. написал шестиголосный канон на тему хорала "С высот небес спускаюсь я").

1749. Серьёзная болезнь (летом); слепота.

1750. 1. Две неудачные операции на глазах. Полная слепота. Работа над "Искусством фуги" (не завершена). Завершение редактирования и переработки 18 хоральных обработок. 18 VII. Б. внезапно прозрел, но через несколько часов с ним случился удар. 28 VII. Смерть композитора. 31 VII. Похороны во дворе церкви св. Иоанна в Лейпциге.

Сочинения: для хора и голосов с орк. Страсти по Луке (1712, подлинность оспаривается), Страсти по Иоанну (Johannespassion, либр. Б. Брокеса и И. С. Баха, 1722-23), Страсти по Матфею (Matthдuspassion, либр. Пикандера, исп. 1729, 2-я ред 1736, 3-я 1739, 4-я 1744), Страсти по Марку (Markuspassion, либр. его же, 1731, партитура утеряна), Магнификат (Magnificat, 1723); оратории Рождественская оратория (Weihnachtsoratorium, 1734), Пасхальная оратория (Oster-Oratorium, 1734-36), Оратория на вознесение Христово (Himmelfahrts-Oratorium); мессы Месса h-moll (Высокая месса, 1733), 4 короткие мессы (F-dur, A-dur, g-moll, G-dur, ок. 1737); духовные кантаты сохранилось 199 кантат, в т. ч. No 71 Господь, он мой царь небесный (Gott ist mein Konig, т. н. Выборная кантата, 1708), No 4 Христос лежал в оковах смерти (Christ lag in Todesbanden, 1708), No 106 Трагическая кантата (Actus Tragicus, 1711), No 12 Слёзы, вздохи, трепет, горе (Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen, 1714), No 21 Я много горя претерпел (Ich hatte viel Bekьmmernis, 1714), No 80 Господь моя твердыня (Ein'feste Burg ist unser Gott, 1730), No 27 Кто знает свой последний час (Wer weiss, wie nahe mir mein Ende, 1730-1740), No 49 Иду и страстно ищу (Ich geh' und suche mit Verlangen, 1730-1740), No 52 Лживый мир, тебе не верю (Falsche Welt, dir trau'ich nicht, 1730-1740), No 156 Стою одной ногой в могиле (Ich steh'mit einem Fuss im Grabe, 1730-1740), No 39 Раздели твой хлеб с голодным (Brich mit dem Hungrigen dein Brot, 1732), No 36 Вознеситесь радостно ввысь (Schwingt freudig euch empor, 1732), No 1 Как ярко светит утренняя звезда (Wie schцn leuchtet der Morgenstern, 1735-1744); светские кантаты No 208 Одна охота лишь меня бодрит (Was mir behagt ist nur die muntre Jagd, Охотничья кантата, сл. С. Франка, 1716), No 173-а Светлейший Леопольд (Durch-lauсht'ster Leopold, 1717), No 205 Умиротворённый Эол (Der zufriedengestellte Aeolus, 1725), No 207 Раздор побеждённый изменчивых струн (Vereinigte Zwietracht der wechselnden Saiten, исп. 11 XII 1726), No 36-а Да вознесутся желания ввысь (Steigt freudig in die Luft, исп. 30 IX 1726), No 193-a Вы, небесные чертоги, вы, сияющие светила (Ihr, Hдuser des Himmels, ihr, scheinenden Lichter, исп. 3 VIII 1727), No 202 Вы отступите, грустные тени (Weichet nur, betrьbte Schatten, свадебная кантата, 1725, опубл. 1727), No 205 Я развлекаюсь (кантата о жизни в довольстве, Ich bin in mir vergnьgt, Kantate von der Vergnьgsamkeit, исп. до 1728), No 216 Благодатный город на Плейсе (Vergnьgte Pleissenstadt, исп. 5 II 1728), No 201 Состязание между Фебом и Паном (Der Streit zwischen Phoebus und Pan, либр. Пикандера на сюжет из "Метаморфоз" Овидия, 1731), No 211 Пусть смолкнет болтовня (Schweigt stille, plaudert nicht, Кофейная кантата, сл. NoNo 1-8 Пикандера, NoNo 9-10 И. С. В., исп. 1732), No 206 Скользите, игривые волны (Schleichet, spielende Wellen, 1733), No 213 Геркулес на распутье (Hercules auf dem Scheideweg, исп. 5 IX 1733), No 214 Звучите, литавры, и трубы, трубите (Tцnet, ihr, Pauken, erschallet, Trompeten, 1733), No 215 Славь своё счастье, благословенная Саксония (Preise dein Glьcke, gesegnetes Sachsen, сл. И. Клаудера, 1734), No 205-а Шумите, недруги (Blast, Lдrmen, Ihr Feinde, исп. 17 I 1734), No 207-a Вздымайтесь, весёлых труб гремящие звуки (Auf, schmetternde Tцne der muntern Trompeten, исп. 3 VIII 1734), No 210 О, чудный день, желанный век (О, holder Tag, erwьnschte Zeit, ок. 1734-1735), No 212 Начальство новое у нас (Mer hahn en neue Oberkeet, Крестьянская кантата, сл. Пикандера, 1742); для орк. 6 Бранденбургских концертов (1721), 5 увертюр-сюит (ок. 1721, 1729-30), симфония (обр. Бранденбургского концерта No 1, ок. 1730); концерты для инструментов с орк. для скр. с орк. (a-moll, E-dur, ок. 1721; g-moll, D-dur отрывок; d-moll, ок. 1721), 7 для клавесина с орк. (d-moll, E-dur, D-dur, A-dur, f-moll, F-dur, g-moll, между 1730 и 1733), 3 концерта для 2 клавесинов с орк. (c-moll, C-dur, между 1727 и 1730; c-moll, ок. 1730), 2 концерта для 3 клавесинов с орк. (d-moll, C-dur, между 1730 и 1733), концерт для 4 клавесинов с орк. (a-moll, обр. концерта А. Вивальди для 4 скр. с орк. между 1730-1733), концерт для флейты, скр., клавесина с орк. (a-moll, т. н. тройной концерт Trippelkonzert, после 1730); камерные ансамбли 6 сонат для клавесина и скр., сюита для клавесина и скр., 3 сонаты для клавесина и виолы да гамбы (или влч.), 3 сонаты для клавесина и флейты, 4 сонаты ("инвенции") для скр. и чембало, 3 сонаты для флейты с цифрованным басом; трио-сонаты: для 2 скр. с цифр. басом, для 2 скр. и чембало, для флейты и скр. с цифрованным басом, для 2 флейт с цифрованным басом; для органа 6 органных концертов (1717), 18 прелюдий и фуг (1700-17, 1723-39), 3 фантазии и фуги (1700-08), 5 токкат с фугами (1700-08), 3 прелюдии (1700-08), 8 маленьких прелюдий и фуг (1708-17), фуги (c-moll, G-dur, 1700-08; c-moll на тему Дж. Легренци, g-moll, h-moll на тему А. Корелли, 1708-09; c-moll, 1716), фантазии (h-moll, C-dur, h-moll con imitazione, C-dur неоконченная, 1700-1717), пассакалия (1716-17), пастораль (1703-07), канцона (1709), Allabreve (ок. 1709), педальное упражнение (Pedal-Exercitium, 1700-03), 46 хоральных прелюдий (включены в Органную тетрадь Orgelbьchlein, для Вильгельма Фридемана Баха, ок. 1717), 6 хоралов, т. н. Шюблеровские хоралы (между 1746-50), 18 хоралов, т. н. Лейпцигские (последний предсмертный Пред твой трон явлюсь я Vor deinen Thron tret'ich hiermit, 1747-50), 5 канонических вариаций на тему "С высот небесных" ("Vom Himmel hoch da komm ich her", 1746-47), 7 хоральных вариаций на тему "Христос, ты весь как светлый день" ("Christ, der du bist der helle Tag", ок. 1700), 9 хоральных вариаций на тему "О, боже, ты святый боже" ("О Gott, du frommer Gott", ок. 1700), 11 хоральных вариаций на тему "Привет тебе, Иисусе любезный" ("Sei gegrьsset, Jesu gьtig", ок. 1700 и позднее), 17 вариаций на тему "Хвала одному богу в небесах" ("Allein Gott in der Hцh'sei Ehr'", ок. 1705); для клавесина -20 маленьких прелюдий (1717-23), 4 прелюдии и фугетты (1700-08), 3 прелюдии и фуги (1700-08, 1717-23, после 1723), 6 прелюдий для начинающих (1717-23), 2 прелюдии-фантазии (1700-08), 15 двухголосных инвенций, 15 трёхголосных симфоний-инвенций (1700-23), Каприччо в честь Иоганна Христофа Баха (ок. 1704), Каприччо на отъезд возлюбленного брата (Capriccio sopra la lontananza del suo fratello dilettissimo, 1704), фугетта c-moll (1700-08), 2 фантазии и фуги (1717-23, после 1723), фантазия с неоконченной фугой C-dur (ок. 1708), 2 фантазии (1700-17), фантазия-рондо c-moll (1700-08), фантазия-прелюдия (a-moll, 1708-17), Хроматическая фантазия и фуга (d-moll, 1720-23), 8 фуг (1700-17), 2 фуги на тему Альбинони (1708-17), 7 токкат (1700-07, 1720), 2 сонаты (1700-09), ария с вариациями в итальянской манере (Aria variata alla maniera italiana, a-moll, ок. 1709), сюита (g-moll, 1700-03), 3 сюиты (1708-17), сюита f-moll (неоконч., 1717-23), 6 французских сюит (первые 5 сюит вошли в 1-ю нотную тетрадь Анны Магдалены Бах, 1722), 6 английских сюит (1720-22), Адажио (ок. 1720), Хорошо темперированный клавир (1-я ч., 24 прелюдии и фуги, 1722; 2-я ч., 24 прелюдии и фуги, 1744), 6 партит (1726-30), Итальянский концерт F-dur (французская увертюра, 1735), Ария с 30 вариациями (Гольдберговские вариации, 1742), 2 нотные тетради Анны Магдалены Бах (Notenbьchlein fьr Anna Magdalena Bach, 1-я тетр., 1722, 2-я тетр., 1725), Клавирная книжечка (Klavierbьchlein) Вильгельма Фридемана Баха (1720-23), Искусство фуги (1749-50); для одного инструмента соло: 3 сонаты для скр., 3 партиты для скр., 6 сонат (сюит) для влч., в т. ч. D-dur для виолы помпозы, соната для флейты, 3 партиты для лютни, Маленькая прелюдия для лютни; хоралы, духовные и светские песни, в т. ч. 4 мотета для 8 гол. (между 1733 и 1734), сольные (итальянские кантаты, в т. ч. No 203 Амур изменник Amore traditore, ок. 1734-35; No 209 Не знаю, что такое грусть Non sa che sia dolore, ок. 1734-35), каноны, в т. ч. Загадочный канон (посв. Йог. Вальтеру, 1713), Загадочный 4-гол. канон (посв. Фр. Гудеману, 1727), 2-гол. канон (посв. И. М. Геснеру, 1734), Тройной 6-гол. канон (Canon triplex a 6 voc., 1747, представлен Б. к вступлению в Мицлеровское об-во), 3-гол. канон (для И. Г. Фульда, 1747), 7-голосный канон (для Балтазара Шмидта, 1749), 186 хоралов для 4 голосов (опубл. И. Кирнбергом и К. Ф. Э. Бахом, 1784-87), ок. 30 песен на нем. духовные и светские лирич. тексты (в т. ч. 21 вошла в т. н. "Музыкальную книгу песен" Г. Шемели "Musikalisches Gesangbuch" и 10 песен из 2-й нотной тетр. Анны Магдалены Бах); обработки для клавесина разл. произв. в т. ч. 16 концертов разных авторов (А. Вивальди, Б. Марчелло, герцога И. Э. Веймарского, Г. Ф. Телемана и др., ок. 1717) и др.

Указатели изданий произв. и письма: Johann Sebastian Bach, Vollstдndige kritische Ausgabe aller Werke Bachs, hrsg. von der Bach-Gesellschaft in Leipzig, Bd 1-46 und 1 Supplement, Lpz., 1850-1900, 1932; Neue Ausgabe sдmtlicher Werke, hrsg. vom J. S. Bach-Institut Gцttingen und vom Bach-Archiv Leipzig, Kassel-Basel, 1954; Bach-Dokumente. Schriftstьcke von der Hand J. S. Bachs, vorgelegt und erlдutert von W. Neumann und H. J. Schulze, Bd 1, Kassel-Basel-(u. a.), 1963; J. S. Bach. Faksimile-Reihe Bachischer Werke und Schriftstьcke, hrsg. vom Bach-Archiv Leipzig, Bd 1-3, Kassel Basel, 1955-60; Bach-Urkunden. Ursprung der musikalischen Bachischen Familie, hrsg. von M. Schneider, Lpz., 1917; Mьller von Asow H. und E. H., J. S. Bachs gesammelte Briefe, Regensburg, 1938, 1950; Schneider M., Verzeichnis der bis zum Jahr 1851 gеdruckten (und der geschriebenen im Handel gewesenen) Werke von J. S. Bach, Bach-Jahrbuch, II, Lpz., 1905; его же, Neues Material zum Verzeichnis, Bach-Jahrbuch, VII, Lpz., 1910; Frotscher G., Ьbersicht ьber die wichtigsten in Zeitschriften erschienenen Aufsдtze ьber J. S. Bach in den Jahren 1915-1918, Bach-Jahrbuch, XV, Lpz., 1918; Landau A., Ьbersicht ьber das Bach-Schrifttum in Zeitschriften 1928-1930, Bach-Jahrbuch XXVII, Lpz., 1932; Кinsky G., Die Originalausgaben der Werke J. S. Bachs, W., 1937; Schmieder W., Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von J. S. Bach. Bach-Werke-Verzeichnis (BWV), Lpz., 1950, 1966; его же, Das Bach-Schrifttum 1945-1952, Bach-Jahrbuch, XL, Lpz., 1953; Bach-Jahrbьcher. Hrsg. im Auftrage der Neuen Bach-Gesellschaft durch A. Schering, Lpz., 1904-39, durch M. Schneider, Lpz., 1940-52, seit 1953 durch A. Dьrr; Bach-Gedenkschrift. Im Auftrag der Internationalen Bach-Gesellschaft hrsg. von K. Matthaei, Z., 1950; Bach-Problemen. Festschrift zur deutschen Bach-Feier 1950, Lpz., 1950.

Литература: Карманная книжка для любителей музыки на 1795 год, СПБ, изд. И. Д. Герстенберга (в разделе "Историческое описание жизни знаменитейших музыкантов" помещена биография И. С. Баха); Одоевский В. Ф., Себастьян Бах, СПБ, 1834; Ландовска В., Об исполнении клавесинных произведений И. С. Баха, (пер. с франц.), "РМГ", 1908, No 32-33, с. 647-652; Танеев С. И., Разбор начальных номеров h-mоll'ной мессы Баха, в кн.: С. И. Tанеев, Из научно-педагогического наследия, М., 1967, с. 17-38; его же, Графики тонального развития фуг из "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха, там же, с. 155-163; Шмидт Л., Месса in h-moll (Die hohe Messe) И. С. Баха, M., 1911; Розенов Э. К., И. С. Бах (и его род). Биографический очерк, М., 1911; Вольфрум Ф., Иоганн Себастиан Бах. Вступит. статья и прим. Е. Браудо, пер. с нем., т. 1-2, П.-М., 1912; Pраут Э., Заметки о духовных кантатах Баха, пер. с англ., М., 1912; Вальтер В., Камерная музыка И. С. Баха, "РМГ", 1914, No 11, с. 289-293; Браудо Е., К вопросу о логике баховского языка, Временник ГИИИ, вып. IV, "Музыкознание", Л., 1928, с. 13-39; Курт Э., Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, пер. с нем. З. Эвальд, под ред. и с предисл. Б. В. Асафьева. М., 1931; Швейцер A., И. С. Бах, пер. с франц. и нем. яз. З. Ф. Савеловой, под ред. и с предисл. M. В. Иванова-Борецкого, M., 1934; его же, И. С. Бах, пер. с нем. Я. С. Друскина; ред. перевода и послесловие М. С. Друскина, М., 1964; Материалы и документы по истории музыки, т. II. XVIII век, пер. с нем. под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934, с. 877, 882-920; Грубер Р., Бах и Гендель, "СМ", 1935, No 3, с. 5-29; Tюлин Ю., Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников, "СМ", 1935, No 3, с. 38-54; Струве Б., Виола помпоза И. С. Баха в связи с проблемой изобретательства в истории музыкальных инструментов, "СМ", 1935, No 9, с. 38-54; Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М.-Л., 1939, с. 106-287; её же, Музыкальная драматургия Баха и её исторические связи, ч. 1. Симфонизм, М.-Л., 1948; её же, Большая композиция в пору И. С. Баха, в сб.: Вопросы музыкознания. 1953-1954, вып. 2, М., 1955, с. 268-298; её же, И. С. Бах и русская музыкальная культура, "Известия Академии Наук СССР", серия истории и философии, No 5, М., 1951, с. 460-468; Скребков С. С., Полифонический анализ, М., 1941; Друскин М. С. и Друскин Я. С., "Страсти по Матфею" И. С. Баха, Л., 1941; Яворский Б., Сюиты Баха для клавира, под ред. и с предисл. С. Протопопова, М.-Л., 1947; Beприк А. М., Принципы оркестровки И. С. Баха, в сб.: Вопросы музыкознания. 1955, вып. II, М., 1956, с. 606-27; Кершнер Л., Народно-песенные истоки мелодики Баха, М., 1959; Друскин М., Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Испании, Германии XVI-XVIII веков. Л., 1960, с. 234-254; Бесселер Г., Бах, как новатор, в сб.: Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики, сост. Н. Нотович, пер. с нем., М., 1960, с. 70-126; Xубов Г. Н., Себастьян Бах, М., 1963; Ямпольский И. М., Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха, М., 1963; Этингер М., Гармония Баха, М., 1963; Хаммершлаг Я., Если бы Бах вёл дневник, Будапешт, 1965; Протопопов В. В., История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX веков, М., 1965; Мильштейн Я., Хорошо темперированный клавир И. С. Баха и особенности его исполнения, М., 1967; Асланишвили Ш. С, Двух-трехголосные инвенции И. С. Баха, Тб., 1968; rабей В., Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха, М., 1970; Agriсоla J. F. und Bach С. Ph. Е., Denkmal dreier verstorbenen Mitglieder der Sozietдt der musikalischen Wissenschaften, Neu erцffnete Musikalische Bibliothek, IV, 1, Lpz., 1754 (Neudruck Bach-Jahrbuch, XVII, Lpz., 1920); Bach Anna M., Die kleine Chronik der Anna Magdalena Bach, Lpz., 1935; Fоrkel J. N., Ьber J. S. Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke, Lpz., 1802, 1855; Neuausgabe von J. M. Mьller-Blattau, Augsburg, 1925, Kassel Basel, 1950; Bitter С. Н., J. S. Bach, Bd 1-2, В., 1865, in 4 Bдnden, В.-Dresden, 1880-81; Spitta Ph., J. S. Bach, Bd 1-2, Lpz., 1873-1880. 1921; его же, J. S. Bach. Gekьrzte Ausgabe in einem Band, Lpz., 1935, Wiesbaden, 1961; Cart W., Un Maоtre deux fois centenaire, P., 1885; его же, Йtude sur J. S. Bach, P., 1899, nouv. йd., Lausanne, 1946, 1950; Riemann H., Katechismus (spдter Handbuch) der Fugen-Komposition, Bd 1-3, Lpz., 1890-1894, 1914-16; Bart H., J. S. Bach. Ein Lebensbild, В., 1904; Bojanowski P. von, Das Weimar J. S. Bachs, Weimar, 1903; Fuller-Maitland J. A., The age of Bach and Handel, L., 1904; его же, Bach Brandenburg Concertos, L., 1928; Schweizer A., J. S. Bach. Le musicien-poиte, P.-Lpz., 1905, nouv. йd., Lausanne, 1950 (на нем. яз., Lpz., 1961, на англ. яз., L., 1952); Wоlfrum Ph., J. S. Bach, Bd 1-2, Lpz., 1906-10; rirro A., J. Bach, P., 1906, new ed., 1949; его же, L'йsthetique de J. S. Bach, P., 1907; Parry Ch. Hubert H., J. S. Bach, L., 1909, 1948; Tiersot J., J. S. Bach, P., 1912, 1934; Terry Сh. S., Bach's Chorals, v. 1-3, Oxf., 1915-21; его же, Bach. The Mass in В minor, L., 1924, 1933; его жe, Bach. The Cantatas and oratorios, v. 1-2, L., 1925; его жe, Bach. The Passions, L., 1926, 1933; его же, Bach. A biography, L., 1928, 1933; его же. The origin of the family of Bach musicians, L., 1929; его же, Bach's Orchestra, L., 1932, new ed., L., 1958; Kurth E., Grundlagen des nearen Kontrapunkts, Bern, 1917, 1946; Вesseler H., J. S. Bach, В., 1935, neue Ausg., 1956; Moser H., J. S. Bach, В., 1935, 1950; Mьller-Blattau J., J. S. Bach, Lpz., 1935, Stuttg., 1950; Steglich R., J. S. Bach, Potsdam, 1933; Dickinson A. E. F., The art of Bach, L., 1936, ' 1950; Gurlitt W., J. S. Bach. Der Meister und sein Werk, В., 1936, Kassel-Basel, 1949; Sсhering A., J. S. Bachs Leipziger Kirchenmusik, Lpz., 1936, 1954; eго жe, J. S. Bach und das Musikleben Leipzigs im 18-ten Jahrhundert, в кн.: Musikgechichte Leipzigs, Bd 3, Lpz., 1941: eго же, Ьber Kantaten J. S. Bachs, Lpz., 1942; Vetter W., J. S. Bach, Lpz., 1938, 1943; его же, Der Kapellmeister Bach, Potsdam, 1950; Сasella A., G. S. Bach, Torino, 1942; David H. T., Mende A., The Bach reader. A life of J. S. Bach in letters and documents, N. Y., 1945; Сherbuliez A. E., J. S. Bach, Olten, 1946, 1947; Вlume Fr., J. S. Bach im Wandel der Geschichte Kassel, 1947, на англ., L., 1950; его жe, J. S. Bach, Sonderdruck des Artikels, в кн.: Musik in Geschichte und Cegenwart, Bd 1, Kassel-Basel, 1949-51; Neumann W., Handbuch der Kantaten, Lpz., 1947, 1953; его же, Auf den Lebenswegen J. S. Bachs. Ein Bildband, Lpz., 1962; Dufourcg N., Jean-Sйbastien Bach, gйnie latin, gйnie allemand?, P., 1947, 1949; его же, J. S. Bach, le mбоtre d'orgue, P., 1948; Keller H., J. S. Bach, der Kьnstler und sein Werk, Stuttg., 1947; его же, Die Orgelwerke Bachs, Lpz., 1948; его же, Die Klavierwerke Bachs, Lpz., 1950; Smend Fr., J. S. Bachs Kirchenkantaten, В., 1947-49; его же, Bach in Kцthen, В., 1951; Hindemith P., Johann Sebastian Bach. Ein verpflichtendes Erbe, Mainz, 1950, на англ. яз., Oxford, 1953; Geiringer К., The lost portrait of J. S. Bach, N. Y., 1950; его же, The Bach family, L., 1954; его же, J. S. Bach, L., 1967; rаumgartner В., J. S. Bach. Leben und Werk, Z., 1950; Dьrr A., Studien ьber die frьhen Kantaten J. S. Bachs, Lpz., 1951; Gerber R., Bachs Brandenburgische Konzerte, Kassel-Basel, 1951; Iwaszkiewicz J., J. S. Bach, Warsz., 1951, Kr., 1958; J. S. Bach, Almanach pod red. Z. Lissy, Warsz., 1951; Siegmund-Schulze W., Die Musik Bachs, Lpz., 1953; Кureсka M., Dzieje Jana Sebastiana Bacha, Kr., 1955; Schwebsch E., J. S. Bach und die Kunst der Fuge, Kassel-Basel, 1955; Czaczkes L., Analyse des wohltemperierten Klaviers, Bd 1-2, W., 1956; Witоld J., D'oщ vient l'art de Bach, P., 1957; Gurlitt W., J. S. Bach. Der Meister und sein Werk, Kassel-Basel, 1959; Hamel F., J. S. Bach, Gцttingen, 1959; Bertha D., J. S. Bach, Bdpst, 1960; Frank H., J. S. Bach. Die Geschichte eines Lebens, В., 1961; Marcel L. A., Bach, P., 1961; Paccagnella E., Bach, Roma, 1962; Сhalley J., Les passions de J. S. Bach, P., 1963; Carrel N., Bach's Brandenburg Concertos, L., 1963; его же, Bach, the borrower, L., 1967; Buchet E., J. S. Bach, l'oeuvre et la vie, P., 1963; Христов Д., Композиционни проблеми във фугите на "Добре темперирано пиано" на Й. С. Бах, С, 1968.

В. Д. Конен.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бах и. с.
Значение слова бах и. с.
Что означает бах и. с.
Толкование слова бах и. с.
Определение термина бах и. с.
bah i. s. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины