Фразеологический словарь русского языка - до конца ногтей
До конца ногтей
1. делать что-л.
Весь, целиком.
Имеется в виду, что внутреннее (психологическое, чувственно-эмоциональное) состояние (Р) лица (Х) проявляется в полной мере для стороннего наблюдателя. реч. стандарт. ✦ Х проявляет Р <Р проявляется> до кончиков ногтей.
неизм.
В роли обст.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Любовь поглотила её всю, без остатка, она была пропитана этим чувством до каждой клеточки, до конца ногтей. С. Максимова, Двое.Он мельком взглянул на неё, она тоже бросила взгляд в его сторону и, вспомнив о жемчугах, покраснела. Покраснела до кончиков ногтей, будучи уверенной, что он это заметил. М. Кундера, Подлинность.
Она до кончиков ногтей светилась какой-то неземной радостью, какой-то воздушной лёгкостью. "Молодость, молодость, счастливая пора..." подумал Алексей Фомич. Н. Наметов, Закат.
Стас намылил голову шампунем и подумал, что, наверное, совсем сбрендил на красотках. Даже Веру Салтыкову, привычную и знакомую до кончиков ногтей, он пытается оценить как товар, как скаковую кобылу. П. Дашкова, Никто не заплачет.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. восходит к древнейшей архетипической оппозиции "внутри снаружи", которая условно очерчивает границу между "своим", внутренним для человека, пространством (в данном случае в пределах собственного физического тела) и внешним, окружающим его миром.
фразеол. соотносится через компонент ногти с телесным (соматическим) кодом культуры, т. е. с совокупностью обусловленных культурой стереотипных представлений о свойствах, характеристиках, пространственных и временны/х "измерениях" тела в целом или его частей, которые выступают как источник осмысления человеком мира.
Согласно древнейшим представлениям, ногти предстают как средоточие жизненных сил человека и поэтому наряду с волосами и костями используются ведьмами и колдунами для наведения порчи на человека. В связи с этим огромное значение придавалось ногтям в системе обычаев и запретов. Так, запрещалось стричь ребёнку ногти до года, чтобы он не был подвержен порче, мать должна была обкусывать их зубами. По той же причине нельзя было выбрасывать обрезанные ногти: их зарывали в землю, клали в щели и углы дома, пускали по текущей воде. Существовало также верование, что при жизни следует собирать остриженные ногти, потому что, во-первых, они понадобятся после смерти, чтобы влезть в рай по высокой стеклянной горе. Во-вторых, считалось, что в загробном мире не примут человека, разбрасывающего ногти при жизни, и он должен будет ходить по земле до тех пор, пока не соберёт их. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. С. 325, 326.)
фразеол. содержит антропную, т. е. описывающую человека или его действия, метафору, в которой отображено восприятие человеком своего личностного "Я" в совокупности эмоциональных, чувственно-мысленных, деятельностных, интеллектуально-волевых и т. д. проявлений как внутренне замкнутой системы, которая "реализуется" во внешнем мире. В образе фразеол. кончики ногтей условно описывают границу внутреннего пространства человека и символически выступают как предел проявления во внешних признаках его психологического, чувственно-эмоционального состояния (на что указывает также предлог "до", обозначающий достижение предела). В то же время ногти предстают как одна из самых маленьких по размеру частей тела и "измеряют" интенсивность проявления (целиком, до самого малого) внутренних ощущений человека.
фразеол. в целом выступает в роли эталона, т. е. меры, полноты проявления психологического, чувственно-эмоционального состояния человека.
автор:
И. В. Захаренко
2. кто; ощущать себя; стать; остаться
Всем своим существом; самый настоящий, убеждённый.
Имеется в виду, что приверженность лица (X) каким-л. идеалам, определённому образу жизни, нравственным установкам, стереотипам какой-л. культуры проявляется в его поступках, действиях и не вызывает сомнения у говорящего. реч. стандарт. ✦ Х джентльмен <ощущает себя джентльменом> до кончиков ногтей.
неизм.
В роли несогл. опред. или обст.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Пётр Петрович Лысов идеалист до конца ногтей, хотя и служит в банкирской конторе Кунст и К°. А. Чехов, Острова.А ты очень изменилась, стала прямо-таки деловой женщиной до конца ногтей. Р. Епифанов, Вспоминая прапорщика.
Несмотря на долгие годы жизни в столице, она по-прежнему оставалась провинциалкой до конца ногтей. (Реч.)
Рекламщик Мел Гибсон это мачо до кончиков ногтей. К сожалению, на дворе век эмансипации, так что вместо него директором назначают Хелен Хант. МК, 2001.
Не знаю, мне очень трудно с ним общаться. У него какая-то патологическая потребность подавлять своих собеседников, чтобы всегда ощущать своё превосходство. Он собственник до кончиков ногтей. С. Максимова, Двое.
Приняли решение: дом разбирать и перевозить. <...> Калашников, малый беспечный и оптимист до кончиков ногтей, насмешил всех: За неделю фьють! раскатаем. Г. Дементьев, Мунозеро.
Слишком уж заблестели у неё глаза. Слишком уж она газетчик. Газетчик до самых кончиков своих изгрызанных ногтей. Л. Жуховицкий, Остановиться, оглянуться...
Ему не дано её понять: он-то ощущает себя аристократом от макушки до кончиков ногтей и дорожит этим ничуть не меньше, чем своей музыкой. Караван историй, 2001.
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в ДО КОНЦА НОГТЕЙ 1..
фразеол. содержит антропную метафору, в которой человеческое "Я" выступает как мысленно-чувственное "Я", проявляющееся во внешнем мире в деятельности человека. В данной метафоре кончики ногтей выступают мерой проявления свойств человека, его вкусов, пристрастий и предпочтений.
фразеол. в целом выступает в роли эталона, т. е. меры, абсолютной убеждённости в приверженности кого-л. определённым идеалам, взглядам, образу жизни и под.
В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в англ. to the tips of one"s fingers, в нем. bis auf den Nagel, во франц. jusqu"au bout des ongles, bout mou de doigh.
автор:
И. В. Захаренко
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.
Е.Н. Телия.
2006.